ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

10 мая 12:21

Известный российский педагог, изучающий коллектив, А. С. Макаренко определял коллектив как «социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище»  [3, c. 173].

Детский коллектив — один из важнейших факторов целенаправленной социализации младших школьников, воспитания их личности. Его влияние на личность ребенка во многом зависит от степени осознания членами коллектива его цели и задачи, а так же от восприятия этих целей и задач, как личных.

Для создания коллектива педагог может использовать различные пути создания коллектива:

1) организация совместной деятельности;

2) создания традиций в коллективе;

3) установка перспектив коллектива;

4) формирование общественного мнения;

5) формирование ученического актива.

По мере развития коллектива, накопления совместного опыта, постепенно зарождаются коллективные традиции. Это связано с желанием повторить событие, которое вызвало всеобщую радость. Учитель, в таком случае, для закрепления традиции проводит еще несколько мероприятий такого же уровня подготовки. Традиционными могут стать праздники, вечера встречи с интересными людьми, туристические слеты, круглые столы с различной тематикой, большие ролевые игры, дискотеки и другие формы воспитательной работы.

Для коллектива также важны цели, перспективы, которые выдвигает педагог. А. С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю, далекую [4, с. 243].

Близкая перспектива, выдвигаемая на каждой стадии развития детского коллектива, опирается на личную заинтересованность учеников. Именно радость от совместно проведенного времени, например, поход в кино или проведение веселой настольной игры, является выражением высшего уровня близкой перспективы. Средняя же перспектива отодвинута во временных рамках, в сравнении с близкой перспективой, и, в отличии от предыдущей, для ее достижения от детей требуются дополнительные усилия и подготовка. Одним из распространенных вариантов средней перспективы является подготовка к школьным мероприятиям, например, школьный концерт или праздник. Важно отметить, что данная перспектива будет работать только в том случае, когда в классе уже есть сформированный актив, который будет продвигать инициативу в коллективе. Последняя перспектива — далекая, еще больше отодвинута во временных рамках и имеет большее социальное значение. Она сочетает в себе как личностные, так и общественные потребности, поэтому она требует приложения гораздо более значимых усилий для ее достижения. Ее использование результативно только в том случае, если коллективный труд и увлечение им занимают действительно значимое место в жизни всего класса и каждого ученика по отдельности. Такой перспективой может быть выбор профессии и выбор высшего учебного заведения.

Формирование общественного мнения позволяет детям воспринимать информацию через призму правильных установок, ориентироваться и фильтровать получаемые знания о событиях в окружающем их мире. Именно общественное мнение позволяет сформировать у ребенка активную жизненную позицию и желание участвовать в коллективных вопросах и планах.

Выделяют три стадии формирования общественного мнения:

  1. Первая стадия — зарождение. На данном этапе возникает интерес к явлению. После чего данный объект приобретает индивидуально-групповую оценку. Впоследствии дети стремятся к источнику информации.
  2. На второй стадии дети обмениваются индивидуальным и групповым мнением. Вследствие чего происходит формирование общественного мнения.
  3. На последней стадии сформированное общественное мнение выступает как суждение большинства. Общественное мнение здесь перестает выражаться только в словах, а начинает выражаться в поступках детей.

Формирование ученического актива. Сформированный актив — это показатель сформированного коллектива. Органы коллектива избираются или назначаются учителем. Их обязанность — проектирование коллективных дел, их исполнение посредством распределения обязанностей, а так же контроль, координация и объединение работы всех первичных коллективов. Ученический актив поддерживает требования педагога, а так же учитывая пользу и вред тех или иных действий сам предъявляет их к членам коллектива [1, с. 45-49]. При правильном выделении потребностей коллектива, активисты становятся надежными помощниками педагога.

На формирование классного коллектива влияет адаптация детей. Период адаптации к школе сопряжён с трудностями, которые, к сожалению, должен преодолеть каждый ребёнок. К ним относится освоение нового для ребёнка школьного пространства; выработка отличного от привычного режима дня; вхождение в новый, иногда даже первый, коллектив сверстников; соблюдение большого количества регулирующих поведение правил; налаживание контакта с учителем; построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации.

Успешность адаптации к новым условиям жизни, социальным ролям, позволяет предупредить отклонения в социальном развитии ребёнка в дальнейшем. Данная успешность во многом зависит от готовности ребёнка к школе, включающая:

  • общую готовность — физическую и психологическую;
  • мотивационную готовность — желание быть школьником;
  • социальную готовность — умение строить взаимоотношения со взрослыми и детьми;
  • специальную готовность — развитие речи, формирование начал математики, подготовка к письму, формирование представлений об окружающем мире [6, с. 43].

Каждый ребенок имеет разную степень адаптации. При высоком уровне школьник имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Ответственно относится к выполнению поручений учителя, легко заводит друзей и активно общается с одноклассниками. У таких детей не возникает проблем со здоровьем на фоне школьной жизни. При среднем уровне ребенок будет долго привыкать к школе и классу, но особого негатива к новым условиям не будет испытывать. Такие дети тоже не будут испытывать проблемы в отношениях со сверстниками. При низком уровне же ребенок имеет отрицательное отношение к школе, нарушает дисциплину. У них часто наблюдается подавленное настроение и плохое самочувствие. Такие дети не горят желанием заводить дружбу с одноклассниками, мало с ними общаются. Именно этой категории детей особенно требуется помощь педагога влиться в коллектив.

Начиная с возраста 6—7 лет, дети все больше проводят времени со сверстниками одного с ними пола. Дети, пользующиеся популярностью, не испытывают проблем с адаптацией, они не чувствуют дискомфорта среди ровесников и, как правило, легко идут на сотрудничество.

Дети способны хорошо обучатся, легко усваивать сложный материал, который дается в школьной программе, если умело использовать уже имеющиеся у этого ребенка навыки. Сперва необходимо решить две важные задачи. Во-первых, необходима адаптация детей к работе в школе и после неё, то есть научить их учиться, при этом не тратя лишних физических и психических усилий, быть постоянно внимательными, усидчивыми.

Во-вторых, обучение в школе для разных учеников может быть как слишком легким, а вследствие неинтересным, так и чрезмерно тяжелым (и так же неинтересным). И только для третьей группы детей, не всегда составляющей большинство, обучение соответствует возможностям. Это возникает из-за неподготовленности многих детей к новой для них социально-психологической роли школьника, а также у них может различаться мотивация обучения, уровня их знаний, умений и навыков, которые они получили до обучения в школе. Из-за этого появляется необходимость педагогу подтягивать отстающих, чтобы выровнять детей с точки зрения их готовности к школьному обучению.

В процессе формирования классного коллектива в младшем школьном возрасте у ребят закладываются основы поведение в обществе, основы отношения к обществу. В школьном коллективе ребёнок знакомится с принципами, общественными нормами, ценностями, присущими развитому обществу. Тут он приобретает практику общения, возможность накопления большого количества разностороннего социального опыта, дети усваивают необходимые им навыки коллективной деятельности, а также получают возможность личностного самоутверждения.

На формирование детского коллектива имеет огромное влияние любое участие школьников во внеурочной деятельности. Именно в коллективных мероприятиях они получают свой главный опыт коллективного взаимодействия, совместной деятельности.

Внеурочная деятельность включена в учебно-воспитательный процесс, и является важной формой организации свободного времени младших школьников. Она включает в себя совокупность форм коллективной деятельности, которая позволяет решать задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Данный вид деятельности позволяет педагогу развить индивидуальные способности каждого ребёнка, которые, к сожалению, не всегда получается хорошо рассмотреть на уроке. Внеурочная деятельность помогает заинтересовать младших школьников различными видами деятельности, отличными от учебной. Формирует желание у детей активно участвовать в продуктивной, одобряемой современным обществом деятельности. Дает опыт самостоятельно организовать своё свободное время  [2, с. 213].

Формирование коллектива младших школьников является важной задачей для педагога. Если работа будет проведена грамотно, ученики будут чувствовать себя комфортно, развивать коммуникативные потребности и навыки, что обеспечит хорошую учебную мотивацию. Младшие школьники только учатся работать в группе, вырабатывают навыки коммуникации, взаимодействуют в коллективе. Конечно, воспитать сплочённый коллектив можно и в другой любой деятельности, но всё же наиболее продуктивно это осуществляется в свободное от обучения время.

Совместное проведение свободного от школы времени детей формирует и укрепляет связи внутри их коллектива. Приобщает школьников к общим переживаниям, действиям, помогает ребятам лучше узнать друг друга.

Еще одним важным фактором формирования коллектива, которым может пользоваться педагог, являются методы воспитания, которые он использует. Они делятся на несколько групп: формирование сознания; организация деятельности и формирование опыта общественного поведения; стимулирование поведения и деятельности [5, с. 79].

Первая группа методов позволяет сформировать у детей взгляды, понятия, убеждения, а также помочь эмоционально пережить требуемое поведение с помощью рассказа на этическую тему или этической беседы, которая будет сочетать просьбу с разъяснением и внушением. Учителю нужно быть уверенным, что ребенок понимает значение качества, и был уверен в его полезности для него лично и коллектива, в котором он находится.

Вторая группа методов способствует включению ребенка во взаимодействие с большим количеством людей через поручения, которые формируют чувства ответственности, добросовестности, заботливости, аккуратности, пунктуальности и так далее, и воспитывающие ситуации, которые учитель создает намеренно.

Таким образом, на формирование коллектива влияет много факторов. На успешность его становления влияет в первую очередь работа учителя по сплочению, созданию традиций, регулированию поведения и помощь в адаптации учащихся.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. — М.: Флинта, 2016. — 272 c.
  2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. / Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2011. 223 с.
  3. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения : В 10 т. / под ред. Н. К. Гончарова [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогов. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук, 1957-1963. — 11 т.
  4. Макаренко А.С. Воспитание гражданина : [Сборник] / А. С. Макаренко. — М. : Просвещение, 1988. — 301,[1] с.
  5. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика» / [Л. А. Байкова и др.] ; под ред. В. А. Сластенина. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Академия, 2006. — 158, [1] с.
  6. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского. — М.: АПК и ПРО, 2003. — 83 с.