ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

12 октября 4:51

Обеспечение пожарной безопасности уже на протяжении многих лет является общенациональной стратегией Российской Федерации, так как ежегодно происходит большое количество пожаров на территории всей страны, вследствие которых гибнут и травмируются люди, животные, а так же наноситься огромный материальный ущерб. Активная и комплексная работа в сфере совершенствования систем обеспечения пожарной безопасности приводит к снижению количества пожаров, но, тем не менее, остается еще множество проблем в этой сфере. В этой связи, выбранная тема является актуальной, так как предотвращение пожара начинается на этапе пропаганды и обучения населения мероприятиям, направленным на обеспечение пожарной безопасности, где основную роль, как организатора, должны выполнять органы местного самоуправления на территории муниципальных образований. Основной целью исследования является рассмотрение основных особенностей обеспечения пожарной безопасности на территориях муниципальных образований органами местного самоуправления, а так же изучение проводимых профилактических мероприятий по предотвращению возгораний и пожаров. 

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ закрепляет деятельность, и полномочия органов местного самоуправления на территории муниципального образования в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности. [1] 

Согласно Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ к первичным мерам пожарной безопасности отнесены мероприятия по предупреждению пожаров, спасению людей и материальных ценностей от огня, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации уменьшение последствий причиненного вреда.[2] 

Рассматривая первичные меры пожарной безопасности в полномочиях органов местного самоуправления на территории муниципального образования, необходимо отметить необходимость организации своевременного выполнения различных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, а также проведение теоретического и практического обучения среди населения мерам пожарной безопасности и информационной пропаганды распространения пожарно-технических знаний.[3] 

Для обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования органы местного самоуправления осуществляют действия по поиску возможностей и условий для появления в муниципальном образовании добровольной пожарной охраны.

Кроме того, органы местного самоуправления  должны организовывать все необходимые меры по быстрому оповещению населения на территории муниципального образования и подразделений Государственной противопожарной службы в случае возникновения пожара или ЧС. 

Одним из  полномочий органов местного самоуправления является оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем, а в случае повышения пожарной опасности на органы самоуправления возлагается обязанность  установления на территории муниципального образования  особого противопожарного режима. [4]

Комплексная работа в рамках  борьбы с пожароопасными ситуациями и предотвращению возгораний включает:

— проведение профилактической работы по борьбе с пожароопасными ситуациями и предотвращению возгораний;

— организацию и проведение общих собраний населения;

— организацию противопожарных акций с целью информирования людей и предостережения их об опасности,

— обучение первичным мерам борьбы с огнем, 

— использование раздаточного материала. 

Особенность организации таких мероприятий является учет природных, климатических, экономических, а также другие характеристик конкретной территории муниципальных образований на которых осуществляется планирование и внедрение первичных мер пожарной безопасности. Кроме того, организация профилактической работы по обеспечению пожарной безопасности требует  учитывать объем максимально возможных имеющихся сил и средств на территории муниципального образования для этой цели. 

Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 внесли изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации [5], которыми в частности  руководствуются органы местного самоуправления муниципального образования. 

Новое требование, согласно ПП №1479 включает в себя создание или обновление противопожарных минерализованных полос вокруг каждого населенного пункта до начала пожароопасного периода, независимо от прилегания муниципального образования к лесу. 

Органами местного самоуправления муниципальных округов должны создаваться источники наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Данное мероприятие направлено на защиту населенного пункта от пожара, как со стороны лесного массива, так и со стороны равнины при выжигании сухой травы.

Новая редакция требований запрещает разводить костры не только на землях общего пользования муниципалитета, но и частных домовладений. 

С 1 января 2022 года органы местного самоуправления муниципальных районов начнут осуществлять полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах своих территорий за пределами городских и сельских населенных пунктов. В границах населенных пунктов аналогичные полномочия продолжат реализовывать органы местного самоуправления поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.

Очевидно, что прерогатива органов местного самоуправления именно создание условий для осуществления необходимых начальных мер по не допущению пожаров. Именно обеспечение качество решения этой задачи в органах местного самоуправления муниципальных районов обеспечивает эффективность безопасности жизни людей. 

Таким образом, обеспечение пожарной безопасности на территории муниципального образования является важнейшей задачей органов местного самоуправления, а перечень их полномочий весьма обширен и различен. Органы местного самоуправления должны организовать и контролировать исполнение первичных мер пожарной безопасности, а также проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения пожароопасных ситуаций. 

Список использованных источников. 

1.  Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 

2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) 

3. Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) 

4. Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (утв. МЧС РФ) (вместе с Правилами охраны жизни людей на водных объектах на территории муниципального образования, Методическими рекомендациями по созданию, содержанию и организации деятельности общественных спасательных формирований) 

5. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»