ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

4 мая 6:58

Обучение культуре на уроках иностранных языков приобретает новое значение в связи с глобализацией и с более широким пользованием социальных сервисов во многих сферах человеческой деятельности. Обучение иностранному языку в нынешних условиях должно обеспечивать вхождение в чужую культуру, а также помогать изучать собственную культуру. 

Следовательно, обязательным компонентом профессиональной подготовки студентов, изучающих иностранные языки, является формирование у обучаемых межкультурной компетенции. Данное явление используется с целью взаимной коммуникации представителей разных культур, так как говорящий должен уметь корректировать свое речевое поведение с учетом иной культурной общности, в которой функционирует собеседник. Это может быть достигнуто с помощью социальных сервисов Веб 2.0, которые могут обеспечивают доступ к различным блогам, подкастам и видеоматериалам, имеющих культурный компонент, а также благодаря своей динамичности и мобильности получения и обмена информацией. Эти социальные сервисы позволяют редактировать и размещать информацию любого вида (текст, видеоматериалы, аудиоматериалы)[1].

В межкультурной коммуникации большую роль играет ситуативность при отборе материала и его организация. Именно этому и способствуют разные социальные сервисы Веб 2.0[2]

Суть образования заключается в процессе познания. Язык и культура, а также их взаимодействие здесь являются объектами исследования. Благодаря изучению языков и культур в совокупности, получению обучающимися лингвострановедческой информации для полноценного общения, получение ими навыков самостоятельного поиска информации с помощью лексики, невербальных средств общения, форм речевого этикета, обучающиеся усваивают не только новые слова, формы общения, но и новую систему понятий. 

В настоящее время большое внимание уделяется понятию информационно-образовательной среды, под которой понимается совокупность образовательных организаций, находящихся в постоянной информационном обмене, который осуществляется посредством специальных программных продуктов. А виртуальное изучение языка способствует творческому исследованию человеком себя в качестве свободной личности, получающей новую информацию, а следовательно и новую степень свободы. 

С точки зрения изучения культуры на занятиях по иностранному языку представляется целесообразным использование таких социальных сервисов Веб 2.0 как блоги, подкасты и видео хостинг «YouTube», которые позволяют в режиме реального времени изучать презентацию иноязычной культуры и национально-культурного образа мира, менталитета и традиций носителей языка. Кроме того, процесс изучения культуры на уроках иностранного языка с помощью таких социальных сервисов Веб 2.0 становится более красочным и впечатляющим благодаря предоставляемому контенту, подкрепленному отношением носителя языка к своей культуре. Рассмотрим подробнее особенности использования таких социальных сервисов Веб 2.0 как блог, подкаст и «YouTube» в процессе формирования межкультурной компетенции. 

Блог может быть использован для организации внеаудиторной работы в группе. В собственном блоге любой участник имеет возможность поделиться своей точкой зрения, услышать мнения оппонентов и научиться принимать культурное разнообразие как норму современного поликультурного мира.

Термин «подкастинг» означает «способ распространения звуковой или видеоинформации в Интернете»[3]. Подкасты выступают и как средство для развития умений и как инструмент формирования межкультурной компетенции. 

You Tube выступает в качестве сервиса, предоставляющего услуги видеохостинга. На данном сервисе предусмотрена возможность добавления, просматривания, комментирования видеоматериалов. Рассмотрим, как именно работа с социальным сервисом YouTube, может оказать влияние на формирование межкультурной компетенции у обучающихся. Наибольшее влияние видеозаписи оказывают на страноведческие представления.

Обучение культуре на занятиях по иностранному языку средствами социальных сервисов Веб 2.0 предполагает обмен информации, в основе которого лежит обучение в форме, определяемой в соответствии с дидактическими целями. Преподавателю в этом процессе отводится роль человека, который устанавливает ориентиры студентам, обеспечивает доступ к необходимым ресурсам обучения. Методами обучения преподавателем студентов в Интернет-среде являются: устные инструкции по работе с социальными службами, текстовые инструкции со скриншотами экрана и обучающий видеоролик с пояснениями[4]. Студенты отмечают ключевые аспекты анализируемой темы, фиксируют основные понятия и ищут необходимое содержание, связанное с культурой иноязычной страны и общением с носителями языка.

Для структурирования материала студенты используют социальные сервисы Веб 2.0 для визуализации знаний, построения масштабированных ментальных карт и представления их на занятиях по иностранному языку. С помощью таких карт они создают определенную иерархию тем курса и структурируют учебную информацию, касающуюся культурных аспектов иностранного языка.

Кроме того, преподаватель может предложить студентам выполнить задания (проекты) по определенной теме.

         Презентация мини-тем по культурологическим аспектам иностранного языка и их групповое обсуждение на занятиях по иностранному языку является важной частью реализации процесса обучения иностранному языку средствами социальных сервисов Веб 2.0. Преподаватель устанавливает временную продолжительность выступления, мотивируя студентов к разработке сжатого, четкого и продуманного плана публичного выступления, ориентирует студентов на подачу докладов с использованием передовых средств и приемов (обсуждение, дебаты, презентация мультимедийных материалов и др.), определяет критерии оценки докладов студентов. Это лишь один из примеров внедрения социальных сервисов Веб 2.0 в процесс обучения культуре на уроках иностранного языка, однако спектр возможностей для учителя иностранного языка огромен благодаря преимуществам данных социальных сервисов и ее постоянному развитию[5].

         На основе проведенного исследования можно спроектировать модель использования социальных сервисов Веб 2.0 для обучения культуре на уроках иностранного языка, представленную на рисунке 1.

Рисунок 1 – Модель использования социальных сервисов Веб 2.0 для изучения культуры на уроках иностранного языка.

Таким образом, можно сделать вывод, что с позиции преподавания иностранного языка и системы образования в целом социальные сервисы Веб 2.0 выступают в качестве инновационного подхода к формированию процесса образования на современном этапе. Основное преимущество социальных сервисов Веб 2.0 по сравнению с другими методами обучения состоит в возможности привлечь студента не только в качестве потребителя контента, но и в качестве создателя. Суть социальных сервисов Веб 2.0 состоит в возможности сделать из студента центр педагогического процесса. Это способствует повышению их активности в учебном процессе, в том числе в создании учебной информации и сотрудничестве и обмене опытом между его участниками. Немаловажное значение социальные сервисы Веб 2.0 занимают в учебном процессе в качестве образовательных средств, позволяющих активизировать процесс обучения иностранному языку. 

 

Литература

Ажель Ю.П. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков / Ю.П. Ажель // Молодой ученый. – 2012. – № 6 (41). – С. 369-371.

Батрова Н.И., Лукоянова М.А., Хусаинова А.Х. Технологии WEB 2.0 в формировании опыта применения информационно-коммуникационных технологий у студентов гуманитарных специальностей / Н.И. Батрова// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 432-441.

Ковалева Т.А. Дидактический потенциал подкастов и методика их использования в дистанционной форме обучения иностранному языку / Т.А. Ковалева // Иностранные языки дистанционном обучении: материалы III Международной науч.-практ. конф. — Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та. – 2009. — Т. 2. — С. 48-55.

Сороковых Г.В. Формирование иноязычной лексической компетенции на разных этапах иноязычного образования: теория и технологии / Г.В. Сороковых // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. – 2013. – № 4. – С. 79-82.

Сороковых Г.В., Прибылова Н.Г. Психология образования в поликультурном пространстве // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. – 2015. – № 4 (32). – С. 141-144. 

Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет ресурсы в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. —2008. — № 6. — С. 1-10. 

Тарева Е.Г. Язык и культура / Е.Г. Тагаева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 40. – С. 302-320.

Халеева, И.И. О гендерных подходах к теории обучения языкам и культурам / И.И. Халеева // Известия Российской Академии образования. – 2000. − №1. – С.11.

References

Azhel’ Ju.P. Ispol’zovanie tehnologij VEB 2.0 v prepodavanii inostrannyh jazykov / Ju.P. Azhel’ // Molodoj uchenyj. – 2012. – № 6 (41). – S. 369-371.

Batrova N.I., Lukojanova M.A., Husainova A.H. Tehnologii WEB 2.0 v formirovanii opyta primenenija informacionno-kommunikacionnyh tehnologij u studentov gumanitarnyh special’nostej / N.I. Batrova// Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. – 2014. – № 5. – S. 432-441.

Kovaleva T.A. Didakticheskij potencial podkastov i metodika ih ispol’zovanija v distancionnoj forme obuchenija inostrannomu jazyku / T.A. Kovaleva // Inostrannye jazyki distancionnom obuchenii: materialy III Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. — Perm’: Izd-vo Perm. gos. tehn. un-ta. – 2009. — T. 2. — S. 48-55.

Sorokovyh G.V. Formirovanie inojazychnoj leksicheskoj kompetencii na raznyh jetapah inojazychnogo obrazovanija: teorija i tehnologii / G.V. Sorokovyh // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Filologicheskie nauki. – 2013. – № 4. – S. 79-82.

Sorokovyh G.V., Pribylova N.G. Psihologija obrazovanija v polikul’turnom prostranstve // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Filologicheskie nauki. – 2015. – № 4 (32). – S. 141-144. 

Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Sovremennye uchebnye Internet resursy v obuchenii inostrannomu jazyku / P.V. Sysoev, M.N. Evstigneev // Inostrannye jazyki v shkole. —2008. — № 6. — S. 1-10. 

Tareva E.G. Jazyk i kul’tura / E.G. Tagaeva // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. – 2017. – № 40. – S. 302-320.

Haleeva, I.I. O gendernyh podhodah k teorii obuchenija jazykam i kul’turam / I.I. Haleeva // Izvestija Rossijskoj Akademii obrazovanija. – 2000. − №1. – S.11.

[1] Халеева, И.И. О гендерных подходах к теории обучения языкам и культурам / И.И. Халеева // Известия Российской Академии образования. – 2000. − №1. – С.11.

[2] Там же

[3] Ковалева Т.А. Дидактический потенциал подкастов и методика их использования в дистанционной форме обучения иностранному языку / Т.А. Ковалева // Иностранные языки дистанционном обучении: материалы III Международной науч.-практ. конф. — Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та. – 2009. — Т. 2. — С. 48-55.

 

[4] Ажель Ю.П. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков / Ю.П. Ажель // Молодой ученый. – 2012. – № 6 (41). – С. 369-371.

 

[5] Батрова Н.И., Лукоянова М.А., Хусаинова А.Х. Технологии WEB 2.0 в формировании опыта применения информационно-коммуникационных технологий у студентов гуманитарных специальностей / Н.И. Батрова// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 432-441.