ОТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ — К ТВОРЧЕСТВУ (ИЗ ОПЫТА)

24 сентября 2:46
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникает потребность в общении, которую он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, разнообразится. Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Выделяются следующие периоды речевого раз Нужно, чтобы у детей языковые знания складывались не в виде разрозненных фрагментов, а в системе. У них должно быть сформировано научное представление об уровнях языковой системы, о её внутренних связях, о функционировании этой системы, о языковой прагматике. В данной статье хочу поделиться опытом своей работы.

Цель: обобщить и систематизировать методы и приемы по развитию речи младших школьников, применяемые мной в практической деятельности

Задачи:

  • Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание аудио и др.);
  • Обеспечить создание речевых ситуаций;
  • Обеспечить правильное усвоение достаточного лексического запаса грамматических форм, логических связей, активизировать употребление слов;
  • Развитие творческой речевой деятельности;
  • Воспитание интереса и уважительного отношения к слову.


При решении задач эффективным является развитие следующих коммуникативных умений:

  • Умение слушать и слышать другого.
  • Умение участвовать в свободной беседе.
  • Умение быть внимательным к самому себе и окружающим.
  • Умение понимать чувства и настроение.
  • Умение осмысливать свои поступки и поступки других.

            Актуальность выбора моей темы диктуется потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, творчеством, умеющих ставить и решать новые задачи.

В своём выступлении я основное внимание уделила именно развитию речевому творчеству в условиях реализации ФГОС.

В примерной программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

             Ожидаемые результаты: преемственность и развитие

Каждый ребенок талантлив и способен от природы. Тот, у кого развита речь, может грамотно излагать свои мысли, рассуждать, делать выводы, находить решение не только на родном языке (якутском) языке, но и на других языках.

Как помочь ребенку раскрыться, показать свои возможности и способности к речевому творчеству?

В своё время создатель народной педагогики Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Игра- огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Да и современные психологи сходятся во мнении, что большинство детей, да и взрослых успешнее решают те проблемы и задачи в игровой форме.

Какие приемы и методы работ для этого использовать?  Я хочу поделиться своим опытом работы.

Направления речевой деятельности:

  1. Речевая игра.
  2. Речевое творчество.


Первое направление речевой деятельности- речевая игра.

На уроках можно использовать методы активного обучения: рассказ по кругу, эстафета-рассказ, вербальные формы общения с помощью мимики, жестов, пантомимы. Детям дается большая возможность общаться между собой, раскрыть свои способности, искать и найти собственные точки зрения. А теперь хочу подробнее остановиться на каждом виде речевой игры.

1.Рассказ по кругу.

Учителем (ребенком) определяется речевая ситуация. Например, «Узнай, что- либо, о чем-нибудь спроси и расскажи об этом». Итак, мотив высказывания задан. Дети речевого общения вступили в игру. Ведущий начинает рассказывать: «Однажды я спросил своего друга о том, что больше всего он любит». Петя начал рассказывать: «Я очень люблю мультфильмы. Один раз смотрел интересный мультик по телевизору. Дома никого не было. Вдруг неожиданно постучали в дверь. Я открыл и увидел….   Дальше продолжает следующий ребенок и т. д. Заканчивает рассказ ведущий.

2.Эстафета- рассказ.

Цель данной игры— активизировать спонтанную речь детей.

Провожу эстафету двух команд: кто за определенное количество времени удачнее напишет коллективный рассказ. Каждый участник игры пишет только одно- два предложение к уже написанному. Тема рассказа определяется самими детьми, например, «Что я знаю о Доброте…», «Это было недавно…».

3.Игра — мимики и жестов.

Предлагаю произнести слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Для выполнения такого задания надо создать речевую ситуацию, чтобы вызвать нужное эмоциональное состояние. Например, дети произносят фразу, я восхищаюсь, представляя себе следующие ситуации:

  • Тебе преподнесли подарок, вырази свое удовольствие;
  • Ты на берегу реки Лена, окрестности очень красивы, ты очень рад, что попал в эти места, вырази свою радость.
  • Ты видишь котенка, он еще беспомощный, очень милый и вызывает к себе чувство нежности, вырази это чувство.


Можно предложить детям произнести слово или фразу, сопровождая их разными жестами, например, Все было хорошо:

  • Приложите руку к сердцу (подтекст: Спасибо).
  • Приложите обе руки к груди (подтекст: Я говорю это от всей души, искренне).


Можно сюда отнести и ролевые игры (диалоги, инсценировки), которые предполагают различных ролей в воображаемых ситуациях. Так же можно провести инсценировку. Здесь проводится работа над постановкой голоса детей мимикой и жестами. Такие задания с игровыми моментами являются основой для развития творческих способностей.

         Следующее направление речевой деятельности – речевое творчество.

Развитие связной устной и письменной речи детей, развитее их речевого творчества обеспечивается при выполнении разнообразных типов речевых задач:

1.Сочинение стихотворений.

Это работа побуждает детей высказывать свои мысли и чувства в стихотворной форме. Можно предложить рубрику «Я начну, а ты продолжи…». Например,

Учитель: По тропинке шла                         1-й ребенок: А за ней котята шли,

Красная Шапочка…                                           Помидоры ей несли.

                                                                          2-й ребенок: Ягоды, грибы собирала

И песенку напевала.

Такая работа развивает у детей творческое воображение, память, мышление, а также служит хорошим средством развития чувство юмора.

  1. Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов.


Например,  бабочка             жеребенок             бегать.

Этот вид работы требует от ребенка богатого словарного запаса, поиска разных вариантов словесного выражения мысли.

3 Составление поздравительной открытки, телеграммы, объявления.

Здесь ребенок имеет возможность в письменном виде выразить свои мысли в соответствии с темой и жанром высказывания.

     4.Сочинение.

Особое место в развитии речи занимает сочинение. Сочинение- высшая форма проявления творческих способностей ребенка. Творческое сочинение детей- бесценный материал для учителя. Задача учителя- вызвать желание у детей поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями, предоставить простор инициативе и индивидуальности ребенка.

    5.Творческое сочинительство.

«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства…» с этими словами великого советского педагога Василия Александровича Сухомлинского я связываю следующую форму работы развития творческих способностей детей – это творческое сочинительство.

Детей очень привлекает и радует такая работа, ибо она пробуждает их творческую мысль, рождает буйство фантазии и вдохновения, а главное является эффективным средством, побуждающим к высказыванию.

На уроках литературного чтения (1 раз в две недели) проводятся минутки творчества. Как я провожу эти минутки творчества?

       Слово определяется в нашем представлении как о живом существе. Детям объясняется, что слово, подобно человеку, может радоваться, грустить и обижаться. Слово может быть или добрым, или злым, то есть внутри себя содержать или (+) или (-) заряд. После объяснения этого говорю: «Ребята, произнесите любое слово, ответьте доброе оно или злое. Определите его знак… А теперь представьте себе, что слово выступает в качестве магнита. Назовите возможные слова, способные притягиваться к данному слову (по принципу: «доброе тянется к доброму»). Подумав, дети называют. Образуется своеобразное магнитное поле слов. Эти слова пишутся на доске. У каждого ребенка свои варианты слов, происходит мыслительная деятельность. На основе этого следует задание: составить текст, определить его тип. Например, слово ВЕСНА (+). И слова, которые ассоциируются с ним: яркое солнце, дети, улыбка, праздник, радость, голубое небо, коньки и.т.д.   И каждый составляет свой рассказ.

В результате выполнения таких работ у учащихся начальных классов расширяется тематический словарный запас, развиваются коммуникативные, творческие, познавательные способности, активизируется внутренняя и внешняя речь, пробуждается интерес к проектной, и в дальнейшем исследовательской работе. И дети показывают неплохие результаты.

                                     Результаты учащихся

  • Баишева Кристина- победитель республиканской НПК «Ступеньки к творчеству»;


победительреспубликанской экологической НПК

«Мир вокруг нас»;

  • Баркинхоева Лиана-2 место в городской НПК «История родного края»,


— участник городской НПК «Наука. Общество. Прогресс.»;

  • Захарова Настя- номинант республиканской НПК «Ступеньки к творчеству»;


— участник городской НПК «История родного края»;

номинант городской НПК «Общество. Экология. Библиотека»

  • Дмитриева Аина- участник 1-х республиканских Аллахских чтений;
  • Иванова Маша с матерью Юлией Афанасьевной- отмечены поощрительнымпризом на городском конкурсе семейного чтения «Вместе с книгой вся семья»;
  • Литонин Влад- участник городского конкурса чтецов «Отец- основа крепкой семьи»;
  • Коллектив 1в класса- участник городского музыкально-литературного конкурса «Пусть свечи памяти горят»;


По окончании 4 класса мы собрали все творческие работы детей и сделали книжку.  Так, по итогам занятий по развитию речевого творчества у нас родился Сборник творческих работ учащихся. Дети с большой радостью ждут такие минутки творчества, у них горят глаза, пробуждается интерес к художественной литературе. И это, я считаю, немаловажно для учителя, для детей и родителей.

Таким образом, данная работа способствует совместной деятельности семьи и школы, укреплению их связи.

 

Литература:

  1. АксёноваА.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры» на уроках русского языка 1-4 классов:Кн. Для учителя.- 2-е издание., доп.-М.:Просвещение, 1991,-176 с.
  2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
  3. Волина В.В. «Занимательноеазбуковедение»;


Literature:

  1. Aksenova A. K., Yakubovskaya, E. V. «educational games» on the Russian language lessons in grades 1-4:Vol. For teachers.- 2nd edition., extra-M.: Education, 1991,-176 C.
  2. Bolshova, T. V. Learn the tale. Development of thinking of preschoolers with the help of mnemonics T. V. Bolshova / SPb.,2005 — 71с.
  3. Volin V. «Entertaining uzbekovna»;