ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С «ОСОБЫМИ» ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

31 июля 4:15
Опыт последних лет показывает, что общество испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном работать с различными категориями детей в соответствии с различными типами норм развития. Возросла необходимость проектирования доступной образовательной среды путем создания системы инклюзивного образования, которое дает возможность детям с ограниченными возможностями встраиваться в систему общего среднего образования и в полном объеме участвовать в общественной жизни образовательного учреждения.

В Педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова  уже более десяти лет ведется подготовка  педагогов-дефектологов, что покрывает потребность республики в педагогических кадрах, умеющих работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях модернизации высшего образования стратегическим ориентиром развития кафедры специального (дефектологического) образования (СДО) является подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных педагогов.

Основными из приоритетных задач повышения качества подготовки будущих педагогов являются освоение, активное использование инновационных способов учебно-познавательной деятельности преподавателя, студента и современных педагогических, информационно-коммуникационных технологий, организация учебно-научного труда студентов, направленного на проявление ими инициативы и активности. Большое внимание уделяется сотворчеству преподавателей кафедры со студентами в педагогическом процессе, основанном на единстве целей профессиональной деятельности. С каждым годом расширяется участие студентов в научно-исследовательской деятельности, в российских и международных конкурсах и научно-практических конференциях.

Ежегодно повышается научно-методический уровень профессорско-преподавательского состава, разрабатывается и апробируется учебно-методическое обеспечение учебного процесса, модернизируется информационно-образовательная среда и материально-техническая база кафедры.

Нами разработаны и включены в учебные планы бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по профилям «Логопедия»  и «Олигофренопедагогика» дисциплины, касающиеся подготовки учителей для инклюзивного образования:  «Основы инклюзивного образования» (144ч.) и «Инклюзия в дошкольном образовании» (144ч.).

Преподавателями кафедры проводится систематическая научно-исследовательская деятельность по актуальным проблемам специального и инклюзивного образования. Кафедра сотрудничает с образовательными учреждениями РС (Я). В Институте непрерывного профессионального образования СВФУ и на базе   Учебно-методического центра ПИ с 2011 года ведется профессиональная переподготовка педагогов по программе «Олигофренопедагогика». Нами также разработаны и систематически проводятся курсы повышения квалификации по проблемам инклюзивного образования для руководящих и педагогических кадров по актуальным темам ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей, основам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в условиях специального и инклюзивного образования.

С 2011 года традиционно организуются и проводятся выездные фундаментальные курсы повышения квалификации для педагогов республики по вопросам внедрения системы инклюзивного образования [1].

Преподавателями кафедры организована работа республиканских экспериментальных площадок на базе Амгинской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида на тему «Модель ресурсного центра оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ» (науч. рук. Абрамова Н.А., к.п.н., доцент), на базе МДОУ Д/с №1 «Звездочка» г. Якутска на тему «Педагогические условия интегрированного воспитания и обучения детей с церебральным параличом в ДОУ».

Коллективом авторов разработано и опубликовано учебное пособие «Основы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями». Преподавателями кафедры организовано международное сотрудничество и обмен опытом в научно-исследовательской деятельности. Они принимают активное участие в работе международных научно-практических конференций «Инклюзивное образование: методология, практика, технология» (Москва, 2011 г.), «Conference on pedagogy and Speech Therapy» (Сеул, 2014 г.), международного семинара «Система дошкольного образования Финляндии» (Хельсинки, 2012 г.).

Таким образом, на кафедре специального (дефектологического) образования ПИ СВФУ планово ведется подготовка и переподготовка педагогов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

Список использованной литературы:

  1. Абрамова Н.А. К вопросу о повышении квалификации педагогов дефектологического профиля в Республике Саха (Якутия) // Высшее образование сегодня. – Москва. — 2011. — №6. – С. 67-70.

References:

  1. Abramova N.A. On the Issue of Professional Development of Teachers of a Defeсtologic Profile in the Republic of Sakha (Yakutia) // The Higher Education Today. – Moscow. — 2011. — No. 6. – P. 67-70.