Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Наши дети — это люди нового поколения, нового информационного общества. В современном мире актуально получение информации разными способами, из разных источников, умение осмыслить, переработать, освоить её. Поэтому возникает необходимость научить детей компетентностному подходу к решению данной проблемы.
Начиная работу с первоклассниками в 2013/2014 учебном году, первое, что я начала – это изучение теоретических основ метода проекта и анализ психолого-педагогической литературы проектной деятельности. Затем стала планировать свою работу по введению проектной деятельности.
Так как, у первоклассников наблюдается низкий уровень самостоятельности в учебном процессе, неумение готовить свое рабочее место, следовать инструкциям, выделять последовательность действий, а также выполнять работу от начала до конца в соответствии с заданием. Проанализировав ситуацию в своем классе, я начала вводить метод проектов по предметам: окружающий мир и литературное чтение
Так, мы начали работу с простых сообщений. По окружающему миру создали проект «Кто такие динозавры». Каждый учащийся самостоятельно сделал сообщение об 1 динозавре на формате А4. Потом все работы соединили в одно целое, совместно написали текст о динозаврах и сделали обложку. В результате проекта у нас вышла брошюра «Кто такие динозавры». Данный алгоритм работы над проектом использую на уроках часто, тем самым, пополняя свою методическую копилку.
Следующим этапом в проектной работе стала разработка презентаций. Также на уроке окружающего мира создали проект «Парад планет». Все планеты солнечной системы поделили между детьми. Учащиеся должны были разузнать интересные факты о планетах и сделать презентацию, 1 или 2 слайда о своей планете. Потом слайды соединили и получили готовую презентацию «Парад планет». В этом году, ученик с моего класса по этому проекту готовит доклад на улусную конференцию «Ступеньки в науку».
Во 2 классе мы стали внедрять метод проектов с использованием КСО. Так, на уроках окружающего мира все темы разбили на блоки. На завершающем этапе (1 или 2 урока) создавали проект по данному блоку. Например, блок «Сто наук. Органы чувств человека». Класс разделился на группы, группе выдается тема проекта «Слух», «Зрение», «Обоняние и вкус», «Осязание». Разделение групп и тем проекта сообщается заранее, чтобы ученики обсудили и предложили собственные идеи, собрали материал, поработали с литературой и другими источниками, выработали план действий, согласовали способы совместной деятельности. Продукт ученики выбирают самостоятельно, это то, что они могут продемонстрировать наглядно (презентация, газета, брошюра и т.д.)
Каждая группа презентует свой проект. Слушатели могут задавать вопросы. Потом ученики самостоятельно выявляют лучший проект, и победитель раздает вопросы (тест) по своей теме остальным. Вопросы должны соответствовать теме и присутствовать на продукте проекта. Конечный результат – хорошие оценки группе-победителю и команде, которая правильно ответила на вопросы.
Данный алгоритм работы по проекту стала вводить и на уроках литературного чтения. После прочтения сказок, дети сами подсказали идею проекта «Наши любимые сказки». Так, каждый учащийся попытался сочинить свою сказку. Все это оформили на формате А4, сказки с иллюстрациями, соединили и получили готовый продукт – рукописную книгу «Радужные сказки».
Во втором классе мы провели конкурс докладов «Мир вокруг нас». Каждый выбирал тему своего доклада, исходя из собственных интересов. Конкурс прошел хорошо, хотя многие выполнили работу в простой реферативной форме, но все же, каждый получил колоссальный опыт по индивидуальной защите творческой работы. Ребята очень волновались, т.к. выступали не только перед одноклассниками, но и жюри, которые строго оценивали всех выступающих. Лучшие доклады были рекомендованы на улусную конференцию «Ступеньки в науку».
За данный период работы показатели учебных действий по всем критериям повысились. Повысился уровень мотивации, изменился характер деятельности, как на уроке, так и вне урока: появилась возможность проводить исследования, работать продуктивно, творчески; ребята научились работать в парах и даже оценивать свои результаты работы, находить ошибки у себя и своего соседа;
В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
Список использованной литературы
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. — 2006, №1.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
References
- New pedagogical and information technologies in the education system./ Under the editorship of E. S. Polat.- M., 2000.
- Konysheva N. M. The project activity of pupils//Elementary school. — 2006, №1.
- Novikova T. Project technology in the classroom and in extracurricular activities. //Public education, No. 7, 2000, 151-157