ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

29 апреля 8:44
Для  решения  педагогических  задач  учитель  должен  иметь  четкое  представление  о  тех  факторах  учебной  деятельности  младшего  школьника, которые  влияют  на   самооценку  и  развитие  личности ребенка.

Вопросом   самоконтроля  и  самооценки  занимаются  многие  педагоги  и  психологи. Особое  внимание этим  навыкам уделено  в  системе  развивающего  обучения  Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Новые  образовательные  стандарты  подчеркивают  актуальность  формирования  навыков  самоконтроля  и  самооценки.

В  формирование  самооценки  младшего  школьника  огромную  роль   выполняют  оценочные  воздействия  учителя.  С  возрастом  он  все  большей  определенностью   различает  свои  действительные  достижения  и  то, чего  он  мог  достичь, обладая  определенными  личностными  качествами. Так  у  ученика    в  учебно-воспитательном  процессе  формируется  установка  на  оценку  своих  возможностей — один   из  основных компонентов  самооценки.

Важность  самооценки  не  только в  том, что  она  позволяет  увидеть  человеку  сильные  и  слабые  стороны  своей   работы, но  в  том, что  в   основе  осмысления  этих  результатов  получает  возможность  выстроить  собственную  программу  дальнейшей  деятельности.

В  первом  классе  дети  обучаются  без  отметки. Для  младшего  школьника  рекомендуется безотметочное  обучение.

Безотметочное  обучение – это система  контроля  и самоконтроля  учебных  достижений  младших  школьников, которое  отражает качественный  результат  процесса  обучения, включает  уровень  усвоения  учеником  знаний   по  предметам  и  уровень  его  развития. Эта   система  ориентирована  на  обучение  по  адаптивной  модели – обучение  всех  и  каждого, а  каждого  в  зависимости  от  его  индивидуальных  особенностей.

Цель  безотметочного  обучения – создание условий  для   сохранения  психофизического здоровья  младших  школьников, развитие  у  них  внутренней  мотивации  учения, становление  адекватной  самооценки  учащихся, развитие  способности  самостоятельно  оценивать  результаты  собственной  учебной  деятельности.

На  протяжении  всего  периода  обучения, который  проходит  без  использования  отметок,  учитель  целенаправленно  работает  над  формированием  у  учащихся  навыков  самостоятельного  оценивания  результатов  собственной  учебной  деятельности,  развитием учебной  самостоятельности школьников в осуществлении  контрольно-оценчной деятельности.

Но  тем  не  менее  надо  оценивать  любую  выполненную  работу. Мы хотим раскрыть некоторые  способы, которые  используются  при  формировании  самооценки  самого  ученика.

  • шкалу, которую делим  на  две  равные  части  и  подписываем, что  оцениваем;
  • «светофор» (обычно используем  при  прохождении  новой темы) – это  кружок, которое  раскрашивается  тремя  цветами: красный – не понял, желтый – нужна помощь, зелёный – я  понял, могу  самостоятельно  выполнять  работу;
  • «овал» (лицо, дети называют   смайлики): радостное лицо – мне  нравится  выполнять  эту  работу, серьёзное  лицо – мне  не  нравится выполнять  эту  работу, но я  понимаю,  что  это  необходимое, грустное  лицо – мне  совсем  не  нравится  выполнять  эту  работу;
  • знаки «+ и – »: плюс  с  кружочком – все  правильно, просто  плюс – есть  маленький  недочет, половина  плюса (черточка сверху) есть  2-3 ошибки,  половина  плюса (черточка снизу) есть  до  6 ошибок, минус вся  работа  выполнена  неправильно;
  • баллы – не прижились, ученики  не  захотели  оценивать свои  работы  в  баллах. Причину  вижу  в  том, что  сама  ввела  его. А  баллы  предложили мои ученики, которые  сейчас учатся  в  старших  классах.максимальное количество  10 баллов – все  правильно, 8 – 9 баллов – есть  ошибки, 6 -7  баллов – есть больше трех  ошибок, 5 и  ниже – работа  выполнена  не  правильно.


С  первых  дней  мы  договариваемся  с учениками – что  мы  будем  оценивать. В  первом  классе, например  мы  выбираем  те  критерии, по  которым  они  могут  оценить  свою  работу: аккуратность, правильность выполненной  работы, наклон  букв, итд.  Дальше, когда  начинаем  писать  слова, появляются  другие  критерии: соединение букв,  орфограммы (подчеркнуть  орфограммы), деление  слов  на  слоги, поставить  ударения и др.

Ученикам  обычно  предлагаю  два  варианта  самооценивания:

  • ребёнок оценивает  себя  до  выполнения  работы, а  затем  соглашается  или  не  соглашается  сам  с  собой  после  его   выполнения;
  • ученик оценивает  свою  работу  после  выполнения, затем  ещё  раз  после  учительской  проверки. Причём, замечено, что  дети  не  скрывают  своего  незнания, неумения. Это  позволяет  им  по-новому  взглянуть  на  свои  способности, на  своё   старание  или  отсутствие  его, а  прогностическая  самооценка  является «точкой  роста»  самой  способности  младших  школьников  к  оцениванию  себя.


Для  развития  у  детей   адекватной  самооценки  и  чувства  компетентности, необходимо  в  классе   атмосферы  психологического  комфорта  и  поддержки.  На  своих  уроках  мы  стремимся  не  только  содержательно  оценивать  работу  ученика, но  и  давать  соответствующее  пояснение.

Похвалить  необходимо,  даже  за  незначительный  успех  слабых  учеников.  Это  приводит  к  тому, что  ученик  начинает  уважать  сам  себя, а  значит, начинают  уважать  его  и  одноклассники. Наблюдение  показывает, что  работа  по  формированию  навыков  самоконтроля  и  самооценки  обучающихся  положительно  влияет  не  только  на  повышение  качества  обучения, но  и  формирование  самой  личности  ребёнка, способной  к  дальнейшему  самоопределению  и  самореализации.

Использованная  литература:

  1. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение  в  школьную  жизнь   М. «Вита-Пресс» 2012
  2. Дик Н.Ф.Настольная  книга  учителя  начальных  классов   Ростов-на-Дону  2008
  3. Цабынин С. А.Взаимодействие  школы  и  семьиВолгоград  2006

The used literature:

  1. Stukerman G. A. Polivanova K.N. Starting school life. – M. “Vita-press” 2012;
  2. Dic N. F. Table teacher’s bookof primary school. Rostov-Na-Donu. – 2008;
  3. Stabynin S.A. Inteaction of school and family. – Volgograd 2006.