Однако и дети без каких-либо физических и психологических отклонений могут стать жертвами социализации. Рано или поздно в жизни младшего школьника наступает момент, когда он находится словно « между двух полюсов»: ему хочется угодить взрослым и достичь успехов в учебной деятельности и в то же время стать частью дружного коллектива одноклассников, чтобы не приобрести статус «белой вороны». Происходит некий «разрыв шаблона», который может сказаться на дальнейшей социализации. Одно из последствий такого разрыва – агрессивное поведение младших школьников. К ней относятся вспышки раздражительности, непослушание, жестокость, драчливость детей.
Различают прямую и косвенную агрессию. Прямая агрессия выражается в активном насилии детей по отношению к сверстникам, косвенная – в уничтожении вещей. Выделяют следующие психологические особенности, провоцирующие агрессию у детей: недостаточное развитие интеллекта, пониженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, заниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. И. А. Фурманов разделяет агрессивное поведение младших школьников на две категории: социализированную, когда агрессия служит для привлечения внимания к себе, и несоциализированную, если агрессия связана с психическими заболеваниями и является реакцией на травмирующую ситуацию. Как проводится коррекция агрессивного поведения младших школьников? Кто должен принимать в этом участие? Чего нельзя делать, если в классе появился агрессивный школьник? В первую очередь, нельзя подавлять агрессивные вспышки у детей. Школьник может затаить свои агрессивные стремления на время, но затем все накопленное рано или поздно выйдет наружу. Часто, когда ребенок проявляет агрессию, надеясь получить что-то, родители или не обращают на него внимания, или сразу же бросаются удовлетворять его требования. Ни того, ни другого делать не надо. В первом случае у ребенка появится страх, что он никому не нужен, во втором — агрессия станет шаблоном поведения.
Диагностику и коррекцию агрессивного поведения у учеников должен проводить детский психолог. Для определения уровня агрессивности у детей обычно применяются проективные методики «Добрый – злой», «Несуществующее животное», специальные тесты — опросники. Корректироваться агрессивное поведение может несколькими путями: занятия по арт-терапии, игровые тренинги. Одним из самых эффективных методов коррекции является психологическое консультирование. Перед ним психолог должен поговорить с родителями и преподавателями учащегося, выяснить моменты, когда он не сможет провести консультирование. Психолог составляет индивидуальную программу занятий по коррекции агрессивности. Сами консультации и занятия длятся от трех месяцев до полугода. По мере проведения различных способов коррекции агрессивного поведения школьник начнет осознавать причины своей агрессии и станет учиться ее контролировать.
Немаловажная роль отводится и семье. Родители должны всячески поддерживать своего ребенка, не наказывать за проявления агрессии, а наоборот, спокойно объяснять, почему драться и портить вещи других плохо.
Игровые упражнения — это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации. Основная цель применения игровых упражнений — помочь детям младшего школьного возраста выразить свои переживания наиболее приемлемым
для них образом — через игру, так как она является ведущим видом деятельности для них. Ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека в течение всей жизни. Представители всех научных отраслей сходятся во мнении, что игра — неотъемлемая часть человеческой культуры. Таким образом, проведение игровых упражнений с детьми младшего школьного возраста является весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии агрессивного поведения. Агрессивность современных детей является актуальной в нынешних условиях нашей жизни, так как она носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей — родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создает трудности и для самого ребенка в его взаимоотношениях с окружающими.
Список использованной литературы:
- Колосова С. Л. Детская агрессия. Спб.: ПИТЕР, 2004.
- Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. 2000.
- Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Рос.пед. агентство, 1997.
- Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006.
- Строгонова Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? // Воспитание школьников. 2007. № 5.
References:
- Kolosov S. L. Children’s aggression. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. (in Russian).
- Volkova E. Features of the work of teachers, psychologists of preschool educational institutions with difficult children and their parents. Aggressive children // Pre-school education, 2000, no. 3. (in Russian).
- Karabanova O. A. Playing in correction of mental development of a child. Moscow: Rus. ped. agentstvo Publ., 1997 (in Russian).
- Aggression in children and adolescents: Textbook / ed. N.M. Platonova. St. Petersburg, Rech Publ., 2006 (in Russian).
- Strogonova L. Aggressive child. What to do with him? Upbringing of schoolchildren.2007, no. 5 (in Russian).