Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политехнической, нравственной культуры в нём [4, 276].
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что одно из ведущих мест в процессе гражданско-патриотического воспитания безусловно занимает школьный урок. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина.
В перечне школьных дисциплин важную роль играет курс «Окружающий мир». На уроках дети знакомятся с первыми сведениями из экономики, географии и истории родной страны и края. Одно из проявлений патриотизма – бережное отношение к природе. Изучая историю России и РС(Я), у детей формируется представление о знаменательных героических и исторических событиях нашей страны, о боевых и трудовых подвигах соотечественников, чувства гордости, уважения и историческая память.
На уроках литературного чтения, ИЗО, трудового обучения особое внимание уделяется изучению народного творчества. Это тоже неисчерпаемый источник патриотического воспитания школьников.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Краеведческий материал становится основой понимания детьми своеобразия родного края, его природы, истории, традиций. Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своей малой родины позволяет сформировать у учащихся интерес к изучению историко-культурных корней, воспитывать чувство гордости за свой город, его историю, традиции, социальные и культурные достижения.
Патриотическое воспитание включает в себя и воспитание дружелюбного отношения к детям других национальностей. Формирование представлений о жизни и труде разных народов позволяет подвести к пониманию интернациональных связей, взаимопомощи.
Незаменимыми помощниками в воспитательной работе и таком ее направлении, как патриотическое воспитание, становятся родители. Именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения ее членов, отношение к событиям – все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир [2, 238].
Итак, хочу представить вашему вниманию основные воспитательные направления:
1.Историко-краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
2.Гражданско-патриотическое направление основано на любви к Родине и народу, уважении к национальному самосознанию, исполнению гражданского долга, готовности к достойному служению Отечеству. 3.Литературно-музыкальное и художественное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей. Большие возможности для формирования гражданских качеств младших школьников предоставляют уроки русского и якутского чтения
4.Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.
5.Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.
6.Трудовое направление – привитие трудовых навыков.
7.Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в создании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.
Таким образом, различные направления патриотического воспитания связаны между собой логически, способствуют эффективному усвоению знаний о своей стране, родном крае, а также, что чрезвычайно важно, способствуют воспитанию чувств. Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств. И, безусловно, основная задача, которая стоит перед учителем начальной школы состоит в том, чтобы закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Список использованной литературы:
- Горелова В.Е. Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников // Воспитание школьников. – 2011. — №3. – [С. 54-57]
- Лосев А.Ф. Родина // Новикова Л.И. Идеи воспитания в русской филологии XIX – нач.ХХ века / ред. Л.Анохова. – М.: РОССПЭН, 2004. – [С. 237-240]
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.П. Обнорского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во иностр. и нац. словарей, 1952. – [848с.]
- Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. Шлянов Е.Н. Педагогика. – М.: «Академия», 2007. – [576с.]
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2007. – [520с.]
The used literature:
- Gorelovo V. E. Civil and patriotic education of younger school students//Education of school students. – 2011. — No. 3. – [Page 54-57]
- Losev A.F. homeland//Novikova L.I. Ideas of education in the Russian philology of XIX – the head of the XX century / edition L. Anokhov. – M.: ROSSPEN, 2004. – [Page 237-240]
- Ojegov S. I. Dictionary of Russian / S. P. Obnorsky. – 2nd prod., испр. and additional – M.: Publishing house иностр. and national. dictionaries, 1952. – [848 pages]
- Slastyonin V.A., Isaev I.F. Shlyanov of E.N. Pedagogik. – M.: «Academy», 2007. – [576 pages]
- Kharlamov I.F. Pedagogics. – M.: Gardarika, 2007. – [520 pages]