Каникулы – время отдыха. Но это одновременно – период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей. Целенаправленному развитию личности в воспитательной системе в пространстве каникул способствует соблюдение в учебном учреждении ряда принципов воспитания: природосообразности воспитания, равенства и взаимодополнения структурных модулей воспитательной системы, принцип центрации воспитания на развитии личности [3].
Именно каникулы – особое ценностное и деятельное пространство образования, принципиально важное для развития и саморазвития детей. Именно каникулы более всего отвечают потребностям ребёнка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и свободном развитии интересов. В пространстве каникул развёртывается неформальная деятельность сотрудничества, сотворчества и межличностного общения.
Еще в 1912 году великий якутский писатель, философ и мыслитель А.Е. Кулаковский в письме «Якутской интеллигенции» отмечал, что «…программы существующих школ слишком чужды нам, слишком не приложимы к нашей жизни… Нужны школы в каждом улусе с программой, соответствующей действительным потребностям нашей жизни». Ведь смысл современного образования заключается в том, чтобы окультурить и возделать свой собственный социум, возделать свое ближайшее место жизни, помочь своему селу в его развитии. На решение вышеизложенных проблем направлен проект «Каникулярная школа», который выстраивается как взаимодействие взрослых и детей во внеурочной деятельности.
Целью проекта является организация каникулярной школы , как фактор развития социокультурных компетенций в условиях сельской жизни.
Основное содержание. Суть каникулярной школы «Все в моих руках» заключается в привлечении родителей как «Заказчик», а школу – как «Исполнитель». Проект разработан для учащихся 7-9 классов, и во время каникул на добровольной основе с ними проводятся занятия проектно-исследовательского характера. Например, проведение математических расчетов по подсчету прибыли, расходов с традиционных промыслов, изготовления изделий, теоретические знания по бизнес-планированию, практические – приобретение средств и материалов. Всего занятий – 18 часов в год.
Этапы реализации проекта:
1 этап: организационный (констатирующий). Цель – разработка и составление плана работы по направлениям каникулярной школы.
2 этап: внедренческий (апробация, анализ). Цель – реализация программы каникулярной школы.
- осенняя школа – стартовый контроль знаний (начисление себестоимости готовой продукции, реализации и получение прибыли);
- зимняя школа – получение теоретических, практических знаний и навыков (теоретические знания по бизнес-планированию, практические – приобретение средств и материалов);
- весенняя школа – практическая деятельность (изготовление изделий, шефство с СХПК (коневодство, крупнорогатый скот) и частными предпринимателями (картофелеводство);
- летняя школа – «Я умею, я — могу».
3 этап: заключительный. Цель – составление методических рекомендаций с другими школами по организации деятельности каникулярной школы (май — июнь):
- подведение итогов деятельности каникулярной школы;
- проведение семинар-практикума для других школ (городских и поселковых).
Ожидаемые результаты:
- понимание необходимости использования приобретенных умений и навыков в практической деятельности;
- вовлечение детей в жизнедеятельность села как равноправных участников сельского социума, упрочнение взаимопонимания между родителями и детьми.
Работая с коллективом ребят в каникулярный период, мы стараемся избежать формального подхода к деятельности. Главное в организации каникулярной школы – направленность интересов, мотивы ребёнка, опыт общения и анализ отношения к себе, окружающему миру; познание себя, самореализация. Деятельность в летний период, в свободной неформальной обстановке способствует развитию организаторских навыков у детей и подростков, стимулирует физический труд, укрепляет межличностные связи, создаёт благоприятные условия для формирования сплочённого детского коллектива [3].
Реализация образовательного проекта предполагает переосмысление целей, содержания, способов трудового обучения сельских школьников и построение такой системы, которая обеспечивает подготовку целостной личности хозяина земли, владеющего комплексом знаний и умений для осуществления научно обоснованной технологии сельскохозяйственного труда по избранному направлению [1].
Список использованной литературы:
- Арылахов О.И. Агропрофилированная школа как основа социального развития села [Электронный ресурс] / О.И. Арылахов. Электронная статья. Режим доступа к статье: http://pandia.ru/text/78/564/83890.php
- Ромашова Т.В. Программа каникулярной занятости учащихся школы [Электронный ресурс] / Т.В. Ромашова. Электронная статья. Режим доступа к статье: http://gigabaza.ru/doc/34011.html
- Рязанцева И.В. Организация каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей [Электронный ресурс] / И.В. Рязанцева. Электронная статья. Режим доступа к статье: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/04/21/organizatsiya-kanikulyarnogo-otdykha-ozdorovleniya-i
References:
- Arylahov OI Agroprofilirovannaya school as a basis for the social development of rural areas [electronic resource] / OI Arylahov. Electronic article. Access to the article Mode: http://pandia.ru/text/78/564/83890.php
- Romashova TV Employment program the vacation school students [electronic resource] / TV Romashov. Electronic article. Access to the article Mode: http://gigabaza.ru/doc/34011.html
- Ryazantseva IV Organization of holiday home, rehabilitation and employment of children [electronic resource] / IV Ryazantsev. Electronic article. Access to the article Mode: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/04/21/organizatsiya-kanikulyarnogo-otdykha-ozdorovleniya-i