Установлено, что педагог достигает профессионализма, если у него развиты: способность к самоуправлению, смелость, решительность, умение рисковать; самоуважение и расположение к окружающим; уверенность в себе через осознание своих слабостей; реалистичность, адекватность самооценки; общение с людьми, которые в него верят и будят энтузиазм; сильная воля, умение концентрировать энергию на главном направлении; умение сконцентрироваться на деятельности и на цели; высокий уровень саморегуляции как исполнение того, что намечено; умственная активность и пластичность как умение перестраивать свое поведение в изменяющихся условиях; самолюбие как движущая сила личности и способ соотнесения себя с социальным миром.
Введение в программу средней школы образовательной области «Технология» требует аксиологической направленности в подготовке будущих учителей. На фоне бывшего трудового обучения технологию выгодно отличает разнообразие изучаемых школьниками сфер человеческой деятельности.
Уже привычные для трудового обучения обработка древесины и металлов, электротехнические и ремонтные работы в быту (для юношей), кулинарные работы и обработка ткани (для девушек) расширили свои рамки, и основной акцент в них теперь делается на технологическую подготовку учащихся [1].
Помимо этого, образовательная область «Технология» включает и направления несколько иного характера: промышленность, экономика, образование, медицина, строительство, транспорт, делопроизводство, вычислительная техника и информационные технологии, декоративно-прикладное искусство, растениеводство, животноводство, сфера обслуживания.
Для студентов — будущих учителей «Технологии» принадлежность к определенным сферам профессиональной деятельности особо важна, поскольку обусловлена спецификой технологической подготовки, требующей активного включения в различные виды деятельности.
Технология — совокупность знаний о способе и средствах проведения производственных процессов, а также сами эти процессы при которых происходит качественное изменение объекта.
Для более детального понимания роли и места образовательной области Технология» в образовательном процессе и определения особенности подготовки учителей, призванных работать в этом направлении, рассмотрим основные положения, касающиеся ее.
Уроки технологии можно классифицировать по дидактическим целям и задачам; по преобладающим методам, используемым в трудовом обучении; по содержанию. Каждый урок проводится по заранее продуманному плану. Совокупность элементов, входящих в урок и расположенных в определенной последовательности и взаимосвязи называют структурой урока
В современных условиях учителям и преподавателям указанных учебных заведений необходимо знать базовую трудовую подготовку выпускников основной школы, опираться на неё и углублять подготовку к труду на производствах с разными формами собственности.
Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога-мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
Недостаточно знать все требования и выполнять их, будущему учителю необходимо постоянно идти в ногу со временем и технологиями. Выучиться на педагога — это еще не значит стать им.
Библиографический список:
- Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. — С. 91.
References:
- Markova A.K. Psychological professional. — M., 1996. — Р. 91.