В 2016 году я взяла очередной первый класс. В классе было 30 детей. 15 мальчиков и 15 девочек. По итогам тестирования подготовленности к школе показали: высокий уровень-5 учеников, низкий уровень-7 учеников, у остальных- средний уровень подготовленности к школе. В целом в классе зрительное восприятие среднего уровня, пространственно восприятие выше среднего, выполнение арифметических действий выше среднего, классификация предметов-выше среднего, фонетический слух-выше среднего. Выявлен слабый запас слов, дети слабо владели связной речью.родительский состав разной социальной категории.
Основным видом деятельности для школьника является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения, осуществление проблемного, программированного, дифференцированного обучения направлено на развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей. Именно поэтому, различные формы коллективного сотрудничества обучающихся в учебном процессе приобретают все большее значение. Широкое распространение в школе получили групповые формы учебной работы, когда в рамках уроков класс делится на небольшие группы, по 3-5 человек, и каждая группа выполняет свое задание как часть общей работы. Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельность со своими. Существенно и то, что при коллективной организации, обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот, а становится источником укрепления подлинных коллективистических мотивов поведения.
Включение учащихся в общественно-полезный труд позволяет им приобщиться к системе социальных ценностей коллективов: дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи, нравственным нормам отношений в труде и т.д.Коллектив функционирует только в процессе деятельности, которая является потребностью каждого ребенка. Он не может нормально жить и развиваться, если не удовлетворяются его потребности, например, в движении, в игре, в знаниях, эстетических впечатлениях, в общении с другими людьми. Неудовлетворенные физические и духовные потребности оказывают на организм ребенка, на его чувства и мысли глубокое влияние, в частности, это приводит к снижению работоспособности, к повышению возбудимости или, наоборот, к апатии.
На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания обучающихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
Свои традиции есть и в нашем классе: день именинника, календарные праздники (день учителя, праздник осени, 8 марта, день защитника отечества, новый год, масленица), экскурсии, викторины, конкурсы.
Бесспорное значение для сплочения коллектива имеют семейные праздники («Мама, папа, я – спортивная семья», «Осенняя ярмарка»), « День мамы» . Особое значение уделяется театральной деятельности обучающихся, которая, как ничто иное сплачивает детей. Здесь можно увидеть ребёнка совсем с другой стороны, которая ранее никогда не проявлялась. А это очень важно для учителя. Реализация этой деятельности проходит через постановку спектаклей, на которые дети с удовольствием приглашают не только своих близких, но и друзей.
Вместе с тем большое значение для формирования сплочённого коллектива являются различные психологические тренинги. И т.к. это дети младшего возраста для них важна тактильная чувствительность. Вспомните, наши «классные» дети и, в своё время собственные, очень любят ходить, держа кого – то за руку. Поэтому на первых этапах я организую такие упражнения:
«Говорящие руки»
«Кто быстрее?»
Посчитай.
Что такое?
Перечень заповедей классного руководителя, в соблюдении которых и проявляется его личность.
Заповеди классного руководителя:
- Будь требователен к себе
- Владей грамотной речью
- Показывай пример во всём
- Не будь равнодушным
- Доверяй, но проверяй
- Пообещал – сделай
- Не раздражайся, будь терпелив и настойчив
- Будь добрым, но не добреньким
- Умей поставить себя на место ребёнка
- Помни: максимум поощрения, минимум наказания
- Не заводи любимчиков
- Не требуй от ребёнка больше, чем он умеет.
- Давай воспитаннику посильные задания.
- Сумей смотреть с родителями в одну сторону.
- Люби детей, чего бы тебе это ни стоило
Функции классного руководителя:
- «контролер», обеспечивающий включение обучающихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с обучающимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
- «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование обучающихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи обучающимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);
- «нравственный наставник», содействующий соблюдению обучающимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между обучающимися, так и между обучающимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с обучающимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
- «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);
- «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об обучающихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);
- «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем обучающихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);
- «посредником», оказывающий помощь обучающимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с обучающимися).
Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности. Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой , но такой нужной работе.
С первого года обучения дети стали активно участвовать во всех школьных и городских мероприятиях. Активно и успешно участвовали в дистанционных олимпиадах « Рыжий кот», « Русский медвежонок», « Кенгуру», « Человек и природа» по русскому языку, по математике , по окружающему миру, по чтению. Каждый день я занимаюсь индивидуально до уроков с детьми. Беседую , объясняю и даю задания. В таких занятиях ребенок хорошо раскрывается, становится более активным, успешным. Все эти мероприятия проводятся ежегодно, являются уже традицией нашего класса. У нас хорошо начинают работать актив класса. Дети сами выпускают газеты, дежурят, вывешивают свои поделки, ухаживают за чистотой класса.коллективно ходим в библиотеку, в музеи и в театры.
В работе использованы материалы учителей начальных классов, методические пособия по воспитанию детей в начальных классах и личный архив.
Литература:
1.Е.Н. Арсенина Внеклассные мероприятия в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2005.-185 с.
2.Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» 2009. №2.-с.65
4.А.Я.Данилюк и др. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Весник образования.-2009.-№17.-9-13 с.
5..Ш.А. Амонашвили здравствуйте, дети!: Пособие для учителя.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1988.-208 с.
6.Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров Дайте планете шанс!: Кн. Для учащихся. — М.: Просвещение, 1995.-154
Literature:
- E. N. Arsenin Extracurricular activities in elementary school. Volgograd: Teacher, 2005.-185 C.
- Monthly scientific-methodological journal «Elementary school» 2009. No. 2.-p. 65
- A. Y. Danilyuk, etc. the Concept of spiritually — moral development and education of the person citizen of Russia Bulletin of education.-2009.-№17.-9-13 C.
- Sh. a. Amonashvili Hello, children!: A guide for teachers.-2-e Izd.-M.: Education, 1988.-208 p.
- Yu. N. Smooth, S. B. Lavrov Give the planet a chance!: KN. For students. — M.: Education, 1995.-154