Роль классного руководителя в формировании детского коллектива в начальной школе

10 сентября 3:54
Школьный коллектив – это второй коллектив, в котором живёт ученик при условии, если он посещал детский сад. Разумеется, задача учителя – сделать всё, чтобы создать дружный коллектив . И с первых дней обучения начинается кропотливая, целенаправленная работа по формированию, а затем по развитию детского коллектива.

В 2016 году я взяла очередной первый класс. В классе было 30 детей. 15 мальчиков и 15 девочек. По итогам тестирования подготовленности к школе показали: высокий уровень-5 учеников, низкий уровень-7 учеников, у остальных- средний уровень подготовленности к школе. В целом в классе зрительное восприятие среднего уровня, пространственно восприятие выше среднего, выполнение арифметических действий выше среднего, классификация предметов-выше среднего, фонетический слух-выше среднего. Выявлен слабый запас слов, дети слабо владели связной речью.родительский состав разной социальной категории.

Основным видом деятельности для школьника является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения, осуществление проблемного, программированного, дифференцированного обучения направлено на развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей.   Именно поэтому, различные формы коллективного сотрудничества обучающихся в учебном процессе приобретают все большее значение. Широкое распространение в школе получили групповые формы учебной работы, когда в рамках уроков класс делится на небольшие группы, по 3-5 человек, и каждая группа выполняет свое задание как часть общей работы. Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельность со своими. Существенно и то, что при коллективной организации, обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот, а становится источником укрепления подлинных коллективистических мотивов поведения.

Включение учащихся в общественно-полезный труд позволяет им приобщиться к системе социальных ценностей коллективов: дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи, нравственным нормам отношений в труде и т.д.Коллектив функционирует только в процессе деятельности, которая является потребностью каждого ребенка. Он не может нормально жить и развиваться, если не удовлетворяются его потребности, например, в движении, в игре, в знаниях, эстетических впечатлениях, в общении с другими людьми. Неудовлетворенные физические и духовные потребности оказывают на организм ребенка, на его чувства и мысли глубокое влияние, в частности, это приводит к снижению работоспособности, к повышению возбудимости или, наоборот, к апатии.

На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания обучающихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Свои традиции есть и в нашем классе: день именинника, календарные праздники (день учителя, праздник осени, 8 марта, день защитника отечества, новый год, масленица), экскурсии, викторины, конкурсы.

Бесспорное значение для сплочения коллектива имеют семейные праздники («Мама, папа, я – спортивная семья», «Осенняя ярмарка»), « День мамы» . Особое значение уделяется театральной деятельности обучающихся, которая, как ничто иное сплачивает детей. Здесь можно увидеть ребёнка совсем с другой стороны, которая ранее никогда не проявлялась. А это очень важно для учителя. Реализация этой деятельности проходит через постановку спектаклей, на которые дети с удовольствием  приглашают не только своих близких, но и друзей.

Вместе с тем большое значение для формирования сплочённого коллектива являются различные психологические тренинги. И т.к. это дети младшего возраста для них важна тактильная чувствительность. Вспомните, наши «классные» дети и, в своё время собственные, очень любят ходить, держа кого – то за руку. Поэтому на первых этапах я организую такие упражнения:

«Говорящие руки»

«Кто быстрее?»

Посчитай.

Что такое?

Перечень заповедей классного руководителя, в соблюдении которых и проявляется его личность.

Заповеди классного руководителя: 

  • Будь требователен к себе
  • Владей грамотной речью
  • Показывай пример во всём
  • Не будь равнодушным
  • Доверяй, но проверяй
  • Пообещал – сделай
  • Не раздражайся, будь терпелив и настойчив
  • Будь добрым, но не добреньким
  • Умей поставить себя на место ребёнка
  • Помни: максимум поощрения, минимум наказания
  • Не заводи любимчиков
  • Не требуй от ребёнка больше, чем он умеет.
  • Давай воспитаннику посильные задания.
  • Сумей смотреть с родителями в одну сторону.
  • Люби детей, чего бы тебе это ни стоило

Функции классного руководителя:

  • «контролер», обеспечивающий включение обучающихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с обучающимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
  • «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование обучающихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи обучающимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);
  • «нравственный наставник», содействующий соблюдению обучающимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между обучающимися, так и между обучающимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с обучающимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
  • «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);
  • «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об обучающихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);
  • «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем обучающихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);
  • «посредником», оказывающий помощь обучающимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с обучающимися).


Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность  его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности. Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой , но такой нужной работе.

С первого года обучения дети стали активно участвовать во всех школьных и городских мероприятиях. Активно и успешно участвовали в дистанционных олимпиадах « Рыжий кот», « Русский медвежонок», « Кенгуру», « Человек и природа»  по русскому языку, по математике , по окружающему миру, по чтению. Каждый день я занимаюсь индивидуально до уроков с  детьми. Беседую , объясняю и даю задания. В таких занятиях ребенок хорошо раскрывается, становится более активным, успешным. Все эти мероприятия проводятся ежегодно, являются уже традицией нашего класса. У нас хорошо начинают работать актив класса. Дети сами выпускают газеты, дежурят, вывешивают свои поделки, ухаживают за чистотой класса.коллективно ходим в библиотеку, в музеи и в театры.

В работе использованы материалы учителей начальных классов, методические пособия по воспитанию детей в начальных классах и личный архив.

Литература:

1.Е.Н. Арсенина Внеклассные мероприятия в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2005.-185 с.

2.Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» 2009. №2.-с.65

4.А.Я.Данилюк и др. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Весник образования.-2009.-№17.-9-13 с.

5..Ш.А. Амонашвили здравствуйте, дети!: Пособие для учителя.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1988.-208 с.

6.Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров Дайте планете шанс!: Кн. Для учащихся. — М.: Просвещение, 1995.-154

Literature:

  1. E. N. Arsenin Extracurricular activities in elementary school. Volgograd: Teacher, 2005.-185 C.
  2. Monthly scientific-methodological journal «Elementary school» 2009. No. 2.-p. 65
  3. A. Y. Danilyuk, etc. the Concept of spiritually — moral development and education of the person citizen of Russia Bulletin of education.-2009.-№17.-9-13 C.
  4. Sh. a. Amonashvili Hello, children!: A guide for teachers.-2-e Izd.-M.: Education, 1988.-208 p.
  5. Yu. N. Smooth, S. B. Lavrov Give the planet a chance!: KN. For students. — M.: Education, 1995.-154