СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЩИХСЯ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ LEGO-ТЕХНОЛОГИИ

31 января 3:33
Познавательное развитие является актуальным для контингента младших школьников с задержкой психического развития (далее по тексту ЗПР), которые посещают МБОУ С(К)-НШ-ДС № 3 г. Нерюнгри. Одной из характерных особенностей развития младших школьников с ЗПР являются сниженная познавательная активность, нарушенная эмоционально-волевая сфера, быстрая утомляемость и повышенная тревожность, присутствуют агрессивность (как защитная реакция), слабо сформированы навыки саморегуляции и правильного поведения.

Lego-конструктор как поддержку процесса обучения детей с ОВЗ используем с 2012 года. Опыт использования  конструктора Lego позволяет сделать вывод об эффективности конструкторов Lego, который служит удобным инструментом, позволяющим  преодолевать ряд типичных трудностей при изучении учебного материала обучающимися с ЗПР.

С учётом специфичности развития обучающихся с ОВЗ возникает необходимость расширения рамок игровой деятельности с использованием конструкторов Lego, направленных на развитие моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования Lego как конструктивно-игрового средства для детей с ОВЗ весьма разнообразен. Lego-технология используется как средство реализации коррекционных задач  через конструктивно-игровые цели (сюжетная и дидактическая игра), использование Lego при обучении грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром. Используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся, групповые и парные занятия.

Для решения одной из очень важных задач начальной школы развития речи – Lego даёт возможность создать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него есть  возможность говорить не о чём-то абстрактном – это ребенку трудно,  а о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками.  При этом всё, что ребёнок строит, создает, конструирует, может быть им же и описано — как в виде текста, который он потом напишет в тетради, так и в виде его собственной звучащей речи.

Известно, предмет «Математика» направлен, прежде всего, на развитие познавательных универсальных учебных действий: умение решать математические и логические задачи, связанные с объёмом и площадью, проводить простейшие расчеты, понимать, читать и выполнять простейшие чертежи,  пользоваться измерительными инструментами и выполнять измерения. Параллельно формируется умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, умение видеть в окружающей обстановке различные геометрические формы. Условия Lego-конструктора способствуют коррекции сниженных возможностей  наглядно-образного мышления у детей с ЗПР.

Использование Lego-конструкторов на уроках математики позволяет учителю создать условия для практического показа и обследования при образовании чисел, сравнения их, моделирования арифметических действий. Практические действия с Lego кирпичиками способствуют формированию  вычислительных навыков,  моделированию состава числа, развитию  умения составлять и решать задачи изученных видов на основе деталей Lego.

Особенности  возрастных психологических особенностей младших школьников с ЗПР  предполагают  использование моделирования как универсального учебного действия. Моделирование на деталях Lego  формирует у детей  следующие умения: самостоятельно создавать и применять модели при решении задач, моделировать фигуры и их комбинации, использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач.

Lego-конструктор, как  наглядную поддержку, эффективно можно использовать  на уроках обучения грамоте, русского языка. Например, при изучении и закреплении темы «Предложение. Количество слов в предложении» схему предложения можно выкладывать с помощью кирпичиков Lego-конструкторов. Созданные условия для определения количества гласных звуков в слове, количество слогов в слове дают положительный результат, снижают время на усвоение материала. В 4 классе при изучении склонения имен существительных и прилагательных, падежных окончаний Lego – кирпичики выступают в роли цветового сигнала как при устном счете.

Использование Lego-конструирования  на уроках в начальной школе становится незаменимым элементом учебного процесса, так как положительно влияет  на становление познавательных процессов, развитие психических процессов: внимание, память, речь, мышление и т.д.

Созданные в процессе Lego-конструирования условия позволяют  детям  проявлять свои творческие способности, фантазии, умение взаимодействовать со сверстниками, навыки взаимопомощи. Моделирование и конструирование создают ситуации для обмена информацией, умения принимать решение, развивают коммуникативные навыки. При этом у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал. А это самое главное в организации образовательной деятельности  обучающихся с ОВЗ.

Список использованной литературы

  1. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. 1997.
  2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в раз­витии. ВЛАДОС, 2005. — 180 с.

References

  1. Strebeleva E. A. Forming of thought for children with rejections in development. VLADOS, 2005. — 180 p.
  2. Mamaychuk I. I. Pcychological correction of children and adolescents with developmental disorders.