- Собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года (культурный тренд);
- Руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу, в том числе, в каникулярное время (соединение культурного и индивидуального);
- Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова (индивидуальный тренд) [4].
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого школьника в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его организационно деятельных, познавательных, творческих или иных способностей [2].
Индивидуальную работу можно организовать на всех этапах урока: во время усвоения новых знаний, их закрепления, формирование умений и навыков, обобщения и повторения учебного материала, контроля знаний. Но несмотря на значительные преимущества индивидуальных форм работы их недостатком является ограничение общения между учениями, взаимопомощи в обучении [3].
Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей, одновременного обучения всех по-разному [1].
Базой опытно-экспериментальной работы послужила Муниципальное автономное образовательное учреждение «Саха – политехнический лицей» ГОРОДСКОГО ОКРУГА города Якутска. В реализации опытно-экспериментальной программы принимали участие Тимофеев Владимир Владимирович. Анкета состояла из 7 вопросов. Вопросы были адресованы к родителям 3 «Б» класса, для выявления мотивов учения и интересов школьника.
Проводя эксперимент мы можем сказать, что по 1 вопросу анкеты всех родителей удовлетворяет профессиональные качества учителей. По 2 вопросу учащиеся посещают предметные кружки и спортивные секции. По 3 вопросу учащиеся нуждаются к репетиторству. По 4 вопросу учащиеся все 100 % посещают «Дворец Детства» и детский центр «Айхал». По 5 вопросу родители хотят развивать своего ребёнка творчески. По 6 вопросу родители знают склонности и интересы своего ребёнка. По 7 вопросу отставаний нет.
В индивидуальный учебный план учащегося в рамках ИОТ включаются:
- в обязательном порядке все предметы инвариантной части федерального компонента, изучаемые по общеобразовательным программам базового или углубленного (профильного) уровней или индивидуальным учебным программам;
- элективные курсы;
- часы в статусе программ дополнительного образования, предложенные лицеем или другими образовательными учреждениями.
Учебная программа изучаемого предмета или предметов в рамках индивидуальной образовательной траектории (далее индивидуальная учебная программа) может быть нацелена на получение прикладных знаний, умений и навыков, необходимых для понимания тех сфер деятельности, в которых применяется данная дисциплина, или обеспечивать формирование дополнительных по сравнению с базовым уровнем предметных (академических) знаний, умений и навыков безотносительно к областям их применения.
Каждый учитель, изучающий один или несколько предметов в рамках индивидуальной образовательной траектории, составляет свой индивидуальный учебный план на основе учебного плана школы, который согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается директором школы [3].
Введение индивидуальной траектории ученика наиболее полно позволяет реализовать технологию дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам. И это, в первую очередь, применение личностно-ориентированных принципов:
— принцип адаптивности;
— принцип развития;
— принцип психологической комфорт;
Работая над этой темой мы пришли к такому выводу:
В данной работе мы ознакомились с понятием индивидуальная форма обучения и её видами, а также подробно рассмотрели понятие индивидуальной траектории развития как формы обучения. На стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования; Нами доказано, что индивидуальная траектория развития является одной из методов обучения. В ходе исследования определена роль индивидуальной траектории развития младшего школьника
Эффективность использования индивидуальной траектории образования младших школьников с целью достижения ими личностных результатов подтверждают также результаты и по другим обозначенным ранее показателями. Таким образом, в результате работы мы показали, что такие личностные результаты, как готовность к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории, уровень самоактуализации, уровень мотивации, уровень самооценки могут быть достигнуты младшими школьниками посредством выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Список использованной литературы
- Анямова Н.Г. Индивидуальный учебный план как основа с самоопределения старшего школьника [Электронный ресурс]: http://www.edu.of.ru/attach/17/12756.doc
- Волошина Е.А. Теоретические основы профессиональной подготовки педагогов-тьюторов / Е. А. Волошина // Перемены. – 2009. – № 3. – С. 61-75.
- Захарова Т.В. Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника. М., 2012.
- Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая позиция. – М.: 2008.
- Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до после. — 2007. — №12.
References
- Ananova N. G. Individual learning plan as the basis of self-determination with a senior student [Electronic resource]: http://www.edu.of.ru/attach/17/12756.doc
- Voloshina, E. A. Theoretical bases of professional preparation of teachers-Tutors / E. A. Voloshin // Change. – 2009. – No. 3. – S. 61-75.
- Zakharova T. V. the Provision of differentiation and individualization of education as a condition of constructing the trajectory of individual development of the younger school student. M., 2012.
- Kolosova E. B. Tutor as new teaching position. – M.: 2008.
- Individual educational pathway of pupils //Elementary school plus before and after. — 2007. — No. 12.