С сентября 2012 г. по май 2015 г. нами организована и проведена экспериментальная работа на базе МОБУ средней общеобразовательной школе № 27 города Якутска Республики Саха (Якутия). Приняли участие в ней 27 детей младшего школьного возраста.
При реализации экспериментальной работы мы исходили из того факта, что работа по формированию эстетических качеств у младшего школьника должна охватить весь педагогический процесс, пронизывать все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Реализация этой работы осуществлялась посредством классных часов, были задействованы воспитательные возможности общеобразовательных учебных предметов: окружающий мир, литературное чтение, культура народов РС (Я), основы светской этики; предметов специального цикла: основы классического танца, основы музыкальной грамоты, основы хореографического искусства, танцевальная ритмика, импровизация, уроки фортепиано; были разработана программа «Мир искусств».
Работу по изучению уровня сформированности данных качеств младших школьников мы начали с выявления критериев и показателей оценки результатов работы по эстетическому воспитанию. На основе педагогических исследований были выделены основные компоненты эстетической воспитанности младших школьников. На основании педагогических исследований и рекомендаций (О.П. Котиковой, В.Г. Кухаронак, Ю.С Любимовой) определены критерии и показатели сформированности эстетической воспитанности.
Диагностику сформированности эстетической воспитанности младших школьников мы начали с анализа фактического состояния уровня общей осведомленности учащихся по данному направлению.Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по разным методикам:
- Методика Л.В. Школяр «Выбери музыку»:
- Художественно-экспрессивный тест:
- Методика — недописанный тезис (незаконченное предложение):
- Также была проведена методика ранжирования, которая предполагала расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта.
Обобщив результаты всех проведенных методик, мы выяснили, что у учащихся класса сформированность эстетической воспитанности находится на следующих уровнях. В классе из 27 обследованных школьников 25% имеют высокий уровень эстетической воспитанности, 38,% продемонстрировали средний уровень развития воспитанности, остальные же 37% имеют низкий уровень эстетической воспитанности.
Исследовав уровень эстетической воспитанности младших школьников, мы выяснили, что интерес к искусству у младших школьников есть. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве.
Один из выходов в данной ситуации мы увидели во введении в воспитательный процесс специально разработанной программы «Мир искусств» в создании целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику воспитательного процесса.
Программа включала в себя следующие направления и разделена по классам:
- Музыка
- Живопись
- Балет
- Театр
Программа была рассчитана на 3 года.
Анализ результатов проведенной нами экспериментальной работы за три года на контрольном этапе показал улучшение показателей:
— если на констатирующем этапе высокий уровень сформированности эстетической воспитанности показали всего 25 % детей, то на контрольном – 67% детей, средний уровень был 38 %, стал 33 %, с низким уровнем было 37 %, то на контрольном этапе детей с низким уровнем не оказалось.
Опыт работы показывает, что в школе должна быть создана особая воспитательная среда, включающая содержательный и технологический компонент. Современный подход требует создания емкой концептуальной системы воспитательной работы, основанной на современных научных знаниях: психологии, педагогике, социологии, истории, культуры. Эта система представляет собой единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств для целостного, организованного, непрерывного индивидуального развития личности.
Список использованной литературы
- Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Д.Б. Кабалевский. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984 — 206 с.
- Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение/О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. — Минск, — 2001 — 192
- Любимова, Ю.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. — Минск: Пачатковая школа, — 2008 — 114 с.
- Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя / Б.М. Неменский. — М.: Просвещение, 1981.
- Цораева, Ф.Н. Формирование нравственно-эстетической культуры младших школьников/ Ф.Н. Цораева // Вектор науки ТГУ. – 2012. – №1(8). С. 315 – 317.
List of references
- Kabalevsky, D.B. Education of mind and heart: Book for the teacher / D.B. Kabalevsky. — 2nd prod. — M.: Education, 1984 — 206 pages.
- Kotikova, O. P. Esthetic education of younger school students: benefit for teachers; pedagogical out-of-school organization / O.P. Kotikova, V. G. Kukharonak; Scientific and methodical center of the educational book and tutorials. — Minsk, — 2001 — 192
- Lyubimova, Yu.S. Metodik of the organization of esthetic education of younger school students: educational and methodical benefit for the head’s teachers kl./Yu.S. Lyubimova, V. V. Butkevich. — Minsk: Pachatkovy school, — 2008 — 114 pages.
- Nemensky, B. M. Mudrost of beauty: About problems of esthetic education: Book for the teacher / B. M. Nemensky. — M.: Education, 1981.
- Tsorayeva, F.N. Forming of moral and esthetic culture of younger school students / F.N. Tsorayeva//TGU science Vector. – 2012. – No. 1(8). Page 315 – 317.