Фольклорные произведения верхнеколымских юкагиров как отражение традиционного мировоззрения

22 октября 12:41

Спиридонова Ладина Ивановна,

студентка ИНС РГПУ имени А.И. Герцена

Научный руководитель: Чебоксарова Вера Евгеньевна, ассистент кафедры

палеоазиатских языков, фольклора и литературы


 

Фольклорные произведения раскрывают самые существенные связи и закономерности в жизни народа, оставляя в стороне индивидуальное, отражают накопленный опыт предыдущих поколений. Фольклор даёт представление о самых главных и простых понятиях о жизни, культуре, традициях и мироощущении этноса. Он отражает общие интересы и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: быт человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе, мечты и чаяния, радость и тревогу.

Фольклор коренных малочисленных народов Севера, основан на мифологическом мировосприятии — результат тесных связей человека с природой в местах проживания в экстремальных условиях, где каждое действие сопряжено с выживанием в арктическом климате. Именно в этом его своеобразие и отличие юкагирского фольклорного творчества.

Первые комплексные и самые масштабные по охвату данных исследования по духовной и материальной культуре юкагиров Верхней Колымы провёл в конце XIX — начале XX в. выдающийся учёный — северовед В.И. Иохельсон. Им записаны более ста фольклорных текстов, которые вошли в фундаментальные труды «Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе» (СПб., 1900) и «Юкагиры и юкагиризованные тунгусы» (Нью-Йорк; Лейде, 1926). [1, 2]

Сбором фольклора и изучением языка юкагиров Нижней Колымы занимался Е.А. Крейнович. Учёный-лингвист исследовал уникальные фонетические и грамматические явления языка тундренных юкагиров, собрал множество фольклорных произведений. [3, 4]

Ценные сведения о фольклоре Верхнеколымских юкагиров содержатся в статье первого юкагирского ученого Н.И. Спиридонова «Одулы (юкагиры) Колымского округа», изданной в 1930 г. [5] На страницах своей публикации он изложил сюжеты 15 юкагирских мифов, сказок и преданий.

В 1959 году во время научной экспедиции, организованной Институтом языка, литературы и истории Якутского филиала АН СССР, участник экспедиции А.Н. Лаптев зафиксировал 24 текста, три из которых были напечатаны в коллективной монографии «Юкагиры» [6], а другая часть 21 текст из рукописного архива был издан в хрестоматии «Фольклор юкагиров Верхней Колымы». [7]

Составители названной хрестоматии Л.Н. Жукова, И.А. Николаева, Л.Н. Дёмина, работавшие у одулов в 1986 — 1989 гг., существенно пополнили запасники устнопоэтического творчества юкагиров. В своей книге они опубликовали 31 повествовательное произведение, 4 песни, а также 17 пословиц, поговорок и присказок на юкагирском и русском языках, записанные ими. Некоторые из собранных текстов были включены в русскоязычное издание «Хозяин Земли». [8]

Фольклорные произведения юкагиров — это самобытные произведения собранные вековыми этническими представлениями о мире, космосе, природе, богатейшие образы создания жизни на земле и существовании параллельной действительности с мифическими существами и образами.

В юкагирском фольклоре представлены: этиологические и мифологические сказки, бытовые и сказки о животных, легенды, мифы, благопожелания, загадки, пословицы, поговорки, любовные песни, импровизированные и индивидуальные песни, песни-раздумья, песни воспоминания, обрядовые обращения к духам природы.

Основой легенд, сказаний, сказок юкагирского фольклора служат мифические мотивы. Мы здесь видим и взаимодействие человека с природой, описание окружающей среды и влияние на поведение героев. Сюжет для неискушённого слушателя может показаться нелепым и жестоким, но он, на наш взгляд, раскрывает своеобразие воспитательного воздействия и учит подрастающее поколение относиться уважительно к окружающим и к природе трепетно и бережно. Фольклорные произведения повествуют о способах сохранения и поддержания контакта с «матерью природой», правилах и нормах поведения с животным миром в тайге, на реке или в горах. Всё, что касается природы, является для юкагиров священным и сакральным.

Цель этиологических сказок о животных — объяснение внешнего облика, физиологических особенностей и повадок птиц и животных. В них древние люди пытались осмыслить происхождение представителей фауны и флоры по-своему. В юкагирском фольклоре большое количество этиологических сказок, которые носят дидактический характер. В этих сказках семантическим ядром также является мифологизм.

В композиции произведений устного творчества прослеживаются: завязка, кульминация и развязка. Действия начинаются, как правило, с конфликта, в результате которого происходит изменение животного или птицы. «Часто причины первоначального облика животных – следствие наказаний со стороны животного коллектива за эгоизм, зависть, лень, вероломство, жадность, воровство». Так, например, в сказке «Почему совы не летают в тёплые края» сова наказана за то, что обманула всех, скрыв найденные ею теплые края, и за это животные приговорили её к вечной жизни на Севере. Сказки по-своему объясняют: почему у медведя пять пальцев и зачем собака всё время что-то вынюхивает. Гендерная роль персонажей определяет их именам и дополнениями: дочь маленького гуся, ворона, кукша и гагара заняты разукрашиванием себя как женщины, жених-сова, лебедя называют старшим братом, девушка-сова. Гендерные роли других птиц (утка-савка, ворон, кукушка и др.) не указывается.

В сказках о животных действуют обитатели тайги и тундры: медведь, росомаха, лось, северный олень, рысь, лисица, волк. Особенно отмечен образ зайца (тотемное животное), умного, коварного, всепобеждающего. Любопытная черта сказок о животных юкагирского фольклора – распространённость мотива оборотничества, способности людей превращаться в зверей и птиц и наоборот.

Анималистические сказки конями уходят в ту далёкую эпоху, когда люди верили в своё родство с животными, имели родовые тотемы. В.И. Иохельсон сообщал о юкагирских родах, которые носили имена животных (Чолгородомок — Ушканский (Заячий) род, Ани домок — Рыбий род, Эрбетомок — Гусиный род).

Сказки в фольклоре Верхнеколымских юкагиров имеют яркую, образно-художественную форму, привлекающую детское внимание. Маленькие дети все время спрашивали: зачем и почему? Взрослые если не могли дать объяснение, то основываясь на мифологических представлениях о мире, придумали сказки.

Искусство фольклорного жанра каждого народа имеет национальную самобытность, является носителем признаков, которые характеризуют этнос, отображают ментальность и его духовность.

Литература


  1. Иохельсон, В.И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. — Якутск: Бичик, 2005
  2. Иохельсон, В.И. Юкагиры и юкагиризованные тунгусы /пер. с англ. В.Х. Иванова, З.И. Ивановой-Унаровой. — Новосибирск: Наука, 2005
  3. Крейнович, Е.А. Исследования и материалы по юкагирскому языку. — Л.: Наука, 1982
  4. Крейнович, Е.А. Юкагирский язык. — М.- Л.: Изд-во Ак. наук СССР, 1958
  5. Спиридонов, Н.И. Одулы (юкагиры) колымского округа. — Якутск: Северовед, 1996
  6. Юкагиры: Историко-этнографический очерк. Новосибирск: Наука, 1975. 244 с.
  7. Жукова, Л.Н., Николаева, И.А., Дёмина, Л.Н. Фольклор юкагиров Верхней Колымы. — Якутск: Изд-во Якут. ун-та, 1989. Ч. 1 и Ч. 2.
  8. Хозяин Земли: Легенды и рассказы лесных юкагиров / сост. Жукова Л.Н., Чернецов О.С. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. 100 с.
  9. Жукова, Л.Н., Чернецов, О.С. Хозяин Земли: Легенды и рассказы лесных юкагиров. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994
  10. Курилов, Г. Н. Фольклор юкагиров. — Москва Новосибирск 2005
  11. Окладников, А.П. (отв. ред.) Юкагиры: Историко-этнографический очерк. — Новосибирск: Наука, 1975
  12. Прокопьева, П.Е. Отражение мифологического мышления в юкагирском фольклоре. – Новосибирск: Наука, 2009
  13. Интернет-ресурс: http://arcticmegapedia.ru/wiki