ОБРЯД КОРМЛЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ К РЕКЕ У ЭВЕНКОВ ИЕНГРЫ

19 марта 5:50

УДК.391(=512.212)

И 853


 

С древнейших времен у многих народов мира существуют свои обычаи и традиции. Испокон веков эвенки сохраняют и чтят свои традиции, которые передавались из поколения в поколение, до наших времен. Все эти обряды имеют тесную связь с природой, так как жизнь человека и продолжение его рода во многом зависит от окружающей среды.

Представления эвенков об окружающем мире обусловили особое отношение к природе и жизни, что проявляются в разного рода оберегах, действиях и обрядах. К древнейшим обрядам культа природы принадлежат жертвы в виде кормления и дарения, просьба и обращения к реке. Помимо реки эвенки обращаются и к огню. Эти обряды существуют в настоящее время у многих эвенков, в частности, у эвенков моего родного села Иенгра. Цель нашей работы – рассмотреть обряд кормления реки, который проводится в начале лета.

Эвенки поселка Иенгра традиционно занимаются оленеводством, и вся их жизнь связана с жизнью оленя. Кочуя по просторам тайги и тундры, эвенк и олень пересекают множество больших и малых рек, речушек, ручьев.

Любая речная переправа происходит у эвенков с особым отношением к этому действию, сопровождаясь специальными обрядами, проведение которых показывает, что пересечение водного препятствия получило в сознании народа статус нечто сакрального. Сакральное сознание не ограничивает реку лишь земной протяженностью, преодолевая ее течение (за грани истока и устья переводя в плоскость инобытия. Переход через реку воспринимается не просто как переправа с одного берега на другой, но и как символ связи между двумя противостоящими друг другу уровнями сакрального пространства, своим и чужим миром. Поэтому при попадании в речную стихию человек подвергается значительно более сильному, чем обычно, воздействию потусторонних сил, защита от которых требует от него максимального напряжения всего физического и нравственно-духовного потенциала. При прохождении через речную преграду происходит как бы проверка жизненных сил на прочность, здесь как бы испытывается и решается судьба человека. Поэтому для нейтрализации крайне опасного воздействия водной стихии эвенки проводят определенные действия.

Чтобы умилостивить божественные силы и склонить их в сторону защиты человека, эвенки осуществляют специальные жертвоприношения, адресуя их бира мусунин духу-хозяину реки. По убеждению эвенков, бира мусунин локализуется обычно у трудной переправы, а также в скалах по речным берегам.

 

Информант Пудова Нина Прокопьевна, жительница с. Иенгра, сообщила нам, что перед тем, как переправляться через реку, нужно произнести слова, обращенные к реке: «Биракан, бу синэвэ эдэллев, сулганирав, аят мунэвэ эдэвкэль, бирадус кэтэкун олло бихин – Река, мы переправляемся, помолились, хорошо нас переправь, в тебе много рыбы есть».

Нашей реке Иенгра посвящено много песен и одну из них посвятила информант Нина Прокопьевна:

«Иеннэнун биракакун эвенкикур бидерэ нан, биракарва ододёноль, урэкарвэ туктыдёнэль. Эвенкикур бидевкиль нан, би нянэ сунду гундям, аямамат бидекэллу энтыкарвэр дёнчодёнэль, хутэкарвэ таткадёнэль, энэль манэ мэргэдёрэ, Иеннэкэн бираканду, умуконду остолканду – На реке Иенгра эвенки живут, переправляясь через реки, переваливая горы. Эвенки живут, я тоже вам скажу, хорошо живите, помните предков своих, детей маленьких учите, и сами на месте не стойте, на реке Иенгра за одним столом».

Эвенки села Иенгра не забывают традиции своих предков, поэтому один из основных обрядов является обряд кормления и обращения к реке.

Ответственные за этот обряд определяют его дату, оповещают жителей села, проводят подготовку к обряду. Прежде всего выбирается белый олень сэвэк, который является для эвенка священным и олицетворяет символ чистоты. На него надевают узду уи, украшенную эвенкийскими орнаментами, и колокольчик чоран. Готовятся определенные продукты, а именно бэюн уллэн мясо дикого оленя, тупа пресная лепешка, орон укумнин оленье молоко, морс из брусники. В назначенный день все жители села собираются у реки Иенгра.  Старейшины произносят слова с просьбой:

Хутэчил бихильбун!

Аят хэдэвкэл!

Гэрбилэгдэ биракун!

Иеннэкун биракун!

Му хурэнни Иеннэкан!

Хутэчилвэ аят хэдэвкэл!

Имеющие детей мы!

Хорошо ты нас переправила!

Большая река, имеющая имя!

Большая река Иенгра!

Полноводная река Иенгра!

Впредь также хорошо переправляй,

Дитя ли мое будет, сама ли я буду.

Добром переправляй, вот тебе подарила!

Остальные присутствующие бросают в реку приготовленные подношения, после этого начинают водить хоровод ёхорьё.

Этот обряд проводится один раз в год.  В повседневной жизни у иенгринских эвенков при переправе через реку проводится обряд улганни. На ветки деревьев, растущих у берегов реки, развешиваются тонкие полоски цветной материи салама, и произносятся слова с просьбой об удачной переправе через реку.

Мы рассказали об одном из нескольких традиционных обрядов, которые соблюдаются и проводятся в нашем поселке Иенгра. Ежегодно проводятся другие обряды, как обряд кормления огня, обряд очищения через чичипкан, еллувка, на которых присутствуют все жители поселка. На эти обряды приезжают также жители города Нерюнгри, которые родились в Иенгре и имеют родственников.

Считаем, что эти обряды сохранились и актуальны потому, что эвенки поселка Иенгра не забывают традиции своих предков.

 

Научный руководитель – Е.Ф. Афанасьева, к. филол.н., доцент ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»