ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 октября 2:10

Процессы, происходящие в современном глобальном мире, информационном обществе, требуют от человека высокой мобильности, адаптивности, креативности, компетентности. Система образования должна помочь подрастающему поколению стать востребованным в обществе, социализированным. Одной из проблем молодежи является их не востребованность на рынке труда (из-за отсутствия опыта работы), их социальная незащищенность. Тенденциями современного образования являются: непрерывность образования; рост продолжительности образования; внимание к личности, индивидуальным особенностям учащегося и др. Но главной тенденцией является соответствие мировому уровню общей и профессиональной культуры, или, как сказал А. С. Пушкин «в просвещении быть с веком наравне». В основе этой тенденции лежат следующие принципы:

  • научиться познавать;
  • научиться делать, работать, приобретать компетентность;
  • научиться жить вместе, сосуществовать;
  • воспитывать личность.

Все это можно развивать в процессе исследовательской деятельности.

Ребенок — прирожденный исследователь. С младенчества он познает мир путем наблюдений и экспериментов. Куда же потом эти качества деваются? Возможно, виноваты родители, которые боятся, что маленький испытатель получит физические увечья или нанесет материальный ущерб семье. И. А. Гончаров в романе «Обломов» прекрасно описал, как няньки не давали здоровому и активному ребенку Илюше шагу ступить без контроля и что из этого получилось.

Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

Исследование («следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Как можно соединить эти два понятия в процессе обучения обществоведческим предметам. Рассмотрим на опыте работы учителя истории и обществознания. Главная цель научного исследования — получение практически полезного результата. Так как исследование в сфере образования чаще всего является учебным, то его главная цель — формирование ЗУН и воспитание личности. Учебное исследование — процесс, направленный на формирование адекватного представления об изучаемом объекте в процессе решения реальной познавательной проблемы, осуществляемый в соответствии с требованиями научного исследования, чаще всего под руководством специалиста — научного руководителя, и сопровождающегося овладением необходимой совокупностью знаний и умений по добыванию, переработке и применению информации. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Проблема заключается в том, чтобы процент самостоятельности в работе ученика был достаточно высоким, чтобы учащийся не был помощником учителя в процессе исследования, а учитель был просто тьютором.

Исследовательскую деятельность может быть урочной и внеурочной. Так как в старшей школе важное место отводится самостоятельной работе, а специфика нашего учебного заведения — профильная подготовка учащихся с индивидуализацией обучения, то овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы, готовит их к дальнейшему обучению в ВУЗах. Научной исследовательской деятельностью в школе занимаются единицы, но это, возможно, будущая научная элита страны. Поэтому, несмотря на все сложности, эту работу необходимо проводить в учебных заведениях.

А сложности, поверьте, существуют. Научное исследование только тогда ценно, когда оно основано на достоверной и по возможности полной информационной базе. Доказано, что электронных источников недостаточно для полноценного исследования. Поэтому в маленьком городе, где существует только один краеведческий музей и один архив (материалы в них посвящены только истории города и округа), а организации не всегда охотно делятся своими документами, материал можно достать только в интернете или выезжая на каникулы в другие города. Такие методы исследования как интервью, опросы, анкетирования тоже сложно проводить в маленьком городе, поэтому больше опираемся в работе на наблюдения, эксперимент, анализ, статистику и т.д.

Исследование по обществоведческим дисциплинам сложнее проводить, чем по дисциплинам естественнонаучного цикла из-за сложности предмета исследования и выбора темы исследования. Многие животрепещущие темы либо рассматривались в СМИ, либо не актуальны, или неинтересны ребенку. Научное исследование характеризуется точностью, полнотой, верифицикацией, объективностью, достоверностью, определенной степенью новизны. Вот этого добиться сложно, потому что возможен плагиат, и можно изобретать уже существующий велосипед.

Иногда краткосрочная исследовательская деятельность бывает неэффективна. Но специфика нашего учебного заведения такова, что старшеклассники обучаются в нем всего два года и не всегда хватает времени для успешной реализации работы. Ведь научное исследование должно быть не только фундаментальным (предпринятое главным образом для производства знаний независимо от перспектив применения), а найти практическое применение, приблизиться к актуальным запросам практики.

Однако во всех этих проблемах можно найти положительные моменты. Во- первых, ученик научится решать многие проблемы и это пригодится ему в дальнейшей жизни. Во- вторых, проблемное, с трудом выпестованное «дитя», которое стало успешным, более ценно и значимо для «родителя». А если не хватает времени завершить или апробировать работу, то ее можно продолжать в ВУЗе в виде курсовой или дипломной работы.

Вот мы и подошли к главному — выбору темы исследования. Не каждая исследовательская задача пригодна для реализации в школе. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Методика отбора. Берем большую актуальную тему, подбираем материал, а затем просеиваем через сито с крупными отверстиями, а затем через более мелкое. Оставляем самые важные вопросы, которые можно исследовать в нашем случае и в наших условиях. В процессе работы может поменяться тема, иногда даже кардинально, потому что учащийся может заинтересоваться другой темой или другим аспектом. Очень важно учитывать при выборе темы ее актуальность. Так, например, в год столетнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года мои ученики выбрали для исследования следующие темы: Бачкова Полина «Память об Отечественной войне 1812 года в России и наполеоновских войнах во Франции» — выявление значимости идеи патриотизма в жизни народов России и Франции с помощью сохранившихся вещественных источников, памятников культуры. Создан виртуальный музей артефактов Отечественной войны 1812 года. Результат – Полина является победителем XIV городской конференции школьников и студентов «Цель творчества — познание идеи». Манжосова Анастасия «Женщины в Отечественной войне 1812 года»- призер. Хафизова Регина — «Человек и война (на примере событий Великой Отечественной войны и Отечественной войны 1812 года)»- призер.

В год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне учащийся Андрей, являясь членом военно — патриотического поискового клуба «Патриот» г. Альметьевска, участником военно — археологической поисковой экспедиции в Республике Татарстан, завершил свои изыскания написанием исследовательской работы «О чем свидетельствуют артефакты Великой Отечественной войны. Полезность данного исследования — выставка артефактов в учебном заведении (подарок выпускника лицею), а также создание виртуального музея. Результат — победитель XVII городской конференции школьников и студентов «Цель творчества – познание идеи», а также победитель регионального конкурса работ учащихся, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Помним павших героев» в номинации «Исследовательская работа».

Не менее актуальной оказалась работа Красновой Ирины «Нефть и люди. Экономика. Политика. Духовность» — победителя XV городской конференции школьников и студентов. На основании сравнительного анализа была выявлена значимость добычи нефти не только для экономики и политики нашей страны, но и для развития духовности российского народа и особенно подрастающего поколения (развития идеи патриотизма и гражданственности, моральных качеств: чувства долга, сопереживания). Создан виртуальный музей памятников нефтяникам России.

Тема работы Якуповой Алии «Подросток, выбор — за тобой» актуальна для молодежи малого города, уезжающей учиться в мегаполис. Проанализированы психологические и социальные причины возможной отрицательной девиации. Создана обучающая брошюра «Остановись. Подумай. Сделай правильный выбор». Алия — победитель XVII городской конференции школьников и студентов; призер V открытого юношеских чтений имени В.И. Вернадского; участник X открытой Международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия»; лауреат Всероссийского заочного конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, наука, культура» 2018-2019 года, призером Международного конкурса творческих работ «Путь на Олимп» в номинации «Наука и исследование».

Сулейменова Валерия проанализировала необходимость омбудсмена в общеобразовательной организации. Ее работа так и называется. Создан буклет о деятельности школьного омбудсмена, в который включены адреса и телефоны лиц, к которым подросток может обратиться за защитой своих прав. Валерия — победитель XVIII городской исследовательской конференции школьников, призер V открытого Республиканского тура всероссийских юношеских чтений имени В.И. Вернадского.

Актуальность темы Фоминой Анастасии «Как защититься от теракта и вовлечения в террористическую организацию», к сожалению, очевидна в современном мире и в связи с этим мы вынуждены задуматься о превентивных мерах защиты, о воспитании молодежи в духе гуманизма и толерантности. Ею создана обучающая брошюра. Анастасия тоже является победителем городской исследовательской конференции школьников и призером Международного конкурса творческих работ «Путь на Олимп» в номинации «Наука и исследование», участник IV Республиканского тура Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского.

Продукты исследований учащихся используется учителями на воспитательных часах, на родительских собраниях, уроках по психологии, мировоззренческих лекциях для учащихся старших классов.

Научному руководителю необходимо тщательно проверять грамотность написания работы, факты, выводы, презентации, потому что для юношеского возраста характерны не очень высокий общий образовательный уровень, не окончательно сформированное мировоззрение, неразвитость способности к самостоятельному анализу, а иногда и высокое самомнение, что он хорошо разбирается в изучаемом вопросе. Нужно быть иногда психологом, направляя мысли ребенка в правильное русло, чтобы не было казусов и эксцессов.

Конечно, не все старшеклассники занимаются научными исследованиями. Поэтому, важно на уроках приобщить как можно больше учащихся приобщить к использованию приемов исследования, ставить их в ситуацию, когда они должны самостоятельно овладевать понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решать творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Можно использовать исследовательский метод как на традиционных уроках (развивающие задания, проблемные вопросы и ситуации, рефераты, сообщения, презентации), так и на нетрадиционных (уроки-конференции, диспуты, суды, семинары), а также во внеклассной работе( недели истории, правовые клубы, интерактивные игры). Можно использовать групповые формы работы, дифференцируя группы. Элемент исследования всегда присутствует при написании эссе и исторических сочинений, потому что в эссе нужно рассмотреть проблему, а в историческом сочинении найти причинно-следственные связи между личностью и событиями, а также между событиями, рассмотрев различные, зачастую дискуссионные точки зрения. Но лучше всего данную работу проводить на элективных занятиях. Так, например, я разработала и провожу элективные курсы по истории: «Дискуссионные вопросы истории» и «История в лицах», по праву «Юридическая консультация» и «Решение правовых задач», на которых учащиеся не только готовят доклады, рефераты, презентации, но и работают с историческими документами, правовыми источниками, создают исторические и правовые ситуации и задачи и решают их.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что мировоззрение школьников можно формировать, расширять, изменять при помощи исследовательской деятельности, а исследования можно и нужно проводить на уроках и внеклассных мероприятиях обществоведческого цикла, готовя старшеклассников к выживанию в современном информационном обществе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова Т.К. Основы исследовательской деятельности учащихся: спецкурс для профильного обучения: учеб. — метод. пособие [Текст] / Т.К. Александрова. – СПб.: ТИД Амфора, 2005. – 261 с.
  2. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. — 2002. № 2. — С. 85-103.
  3. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — С. 64-68.
  4. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. — 2002. – № 1. — С. 24-33.
  5. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г.С. Альтшуллер. – Новосибирск: Наука, 1991. – 225 с.
  6. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: метод. рекомендации для педагогов и учащихся [Текст] / М.Н. Арцев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 6. – С. 4-30.
  7. Афанасьев Д.К. Формирование профессиональной компетентности специалиста в учебно-исследовательской деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Д.К. Афанасьева. – Оренбург, 2009. – 23 с. 8. Ахутин А.В. Эксперимент и природа [Текст] / А.В. Ахутин. – СПб.: Наука, 2012. – 660 с.
  8. Белоносова В.В. Учебно-исследовательская работа как вид самостоятельной учебной деятельности [Текст] / В.В. Белоносова // Реальный и виртуальный мир нового тысячелетия. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. – С. 145-147.

 

SPISOK LITERATURY

  1. Aleksandrova T.K. Osnovy issledovatel’skoj dejatel’nosti uchashhihsja: speckurs dlja profil’nogo obuchenija: ucheb. — metod. posobie [Tekst] / T.K. Aleksandrova. – SPb.: TID Amfora, 2005. – 261 s.
  2. Alekseev N.G. Proektirovanie i refleksivnoe myshlenie // Razvitie lichnosti. — 2002. № 2. — S. 85-103.
  3. Alekseev N.G., Leontovich A.V. Kriterii jeffektivnosti obuchenija uchashhihsja issledovatel’skoj dejatel’nosti // Razvitie issledovatel’skoj dejatel’nosti uchashhihsja: Metodicheskij sbornik. — M.: Narodnoe obrazovanie, 2001. — S. 64-68.
  4. Alekseev N.G., Leontovich A.V., Obuhov A.S., Fomina L.F. Koncepcija razvitija issledovatel’skoj dejatel’nosti uchashhihsja // Issledovatel’skaja rabota shkol’nikov. — 2002. – № 1. — S. 24-33.
  5. Al’tshuller G.S. Najti ideju: Vvedenie v teoriju reshenija izobretatel’skih zadach [Tekst] / G.S. Al’tshuller. – Novosibirsk: Nauka, 1991. – 225 s.
  6. Arcev M.N. Uchebno-issledovatel’skaja rabota uchashhihsja: metod. rekomendacii dlja pedagogov i uchashhihsja [Tekst] / M.N. Arcev // Zavuch dlja administracii shkol. – 2005. – № 6. – S. 4-30.
  7. Afanas’ev D.K. Formirovanie professional’noj kompetentnosti specialista v uchebno-issledovatel’skoj dejatel’nosti: avtoref. dis. … kand. ped. nauk [Tekst] / D.K. Afanas’eva. – Orenburg, 2009. – 23 s.
  8. Ahutin A.V. Jeksperiment i priroda [Tekst] / A.V. Ahutin. – SPb.: Nauka, 2012. – 660 s.
  9. Belonosova V.V. Uchebno-issledovatel’skaja rabota kak vid samostojatel’noj uchebnoj dejatel’nosti [Tekst] / V.V. Belonosova // Real’nyj i virtual’nyj mir novogo tysjacheletija. – SPb.: Izd-vo SPbGU, 2002. – S. 145-147.