В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, определяя человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание, обеспечение и защита которых является главной обязанностью государства. Реализуют данные полномочия органы власти государства, в том числе, Прокуратура РФ, которая является специальным правовым инструментом Конституции РФ, обеспечивающим поддержание режима законности на территории всей страны.
Целью, предопределяющей всю деятельность органов прокуратуры, является осуществление высшего надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории России законов, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, как на федеральном, так и на местном уровнях.
Так, В.Г. Бессарабов справедливо отмечает, что большинство жителей нашей страны ищут защиту и помощь в восстановлении своих прав, прежде всего, на досудебной стадии, обращаясь в органы прокуратуры[4].
Федеральный закон о прокуратуре устанавливает исчерпывающий перечень субъектов, в отношении которых органы прокуратуры правомочны осуществлять надзорные функции. К данному перечню, в том числе, относятся и органы местного самоуправления[2]. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в самых различных направлениях, которые определены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 01.10.2003 № 131-ФЗ, и включают в себя: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные налоги и сборы; социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка; жилищное и социально-культурное строительство; контроль за использованием земель; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация транспортного обслуживания населения; обеспечения населения услугами связи и т.д. Следовательно, большинство своих субъективных прав гражданин самым непосредственным образом может реализовать лишь на местном уровне. [3]
От законности деятельности органов местного самоуправления в указанных сферах во многом зависит объективная защищенность и благосостояние граждан, проживающих на территории соответствующего территориального образования. Местные органы наиболее близки к населению и обеспечивают защиту наиболее насущных и близких каждому человеку вопросов, с которыми он сталкивается каждый день.
Таким образом, местное самоуправление, как форма публичной власти наиболее тесно связано с решением вопросов бытовой жизни населения, а также удовлетворением разнообразных потребностей и интересов граждан, в связи чем, органы местного самоуправления занимают особое место среди субъектов, чья деятельность поднадзорна прокуратуре.
Предметом прокурорского надзора за осуществлением вышеперечисленных полномочий органами местного самоуправления РФ является: соблюдение Конституции и исполнение законов; соответствие законам их правовых актов; соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Тут стоит отметить, что наиболее важным направлением надзорной деятельности прокуратуры за органами местного самоуправления, является надзор за законностью муниципальных правовых актов. Это обусловлено тем, что невозможно обеспечить соблюдение законности на территории страны без обеспечения соответствия нормативной базы местного уровня федеральному законодательству.
По мнению Петровой О.Н., нормотворческая и правоприменительная деятельность органов местного самоуправления создаёт особый правовой режим на территории муниципального образования, обеспечивает законность, именно поэтому соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству и законодательству субъекта Федерации имеет большое значение для обеспечения единого правового пространства в России. [5]
В названной сфере деятельность прокуратура, прежде всего, нацелена, на предупреждение принятия муниципальных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству.
Сложность данного направления надзорной деятельности органов прокуратуры заключается в значительном объеме и всестороннем характере правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления.
В связи с этим районные прокуроры осуществляют на постоянной основе проверку на соответствие федеральному законодательству проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, участвуют в заседаниях представительных органов. На проекты нормативных правовых актов, противоречащих законодательству, своевременно вносят замечания и предложения. Участие прокуратуры в правотворчестве имеет большое предупредительное значение. Усилиями прокуроров уже на этапе подготовки проектов правовых актов нередко устраняются нарушения законодательства.
Обратим внимание на тот факт, что органы местного самоуправления могут не учитывать мнение прокурора при принятии того или иного акта, его заключение носит чисто рекомендательный характер. В связи с данным обстоятельством, в целях обеспечения соответствия принимаемых муниципальных правовых актов законодательству Российской Федерации, считаем необходимым закрепить ответственность полномочного органа за невыполнение требований прокурора, внесённых до принятия правового акта.
Кроме того, органы прокуратуры опротестовывают вступившие в законную силу муниципальные правовые акты, которые не соответствуют законам, действующим на территории Российской Федерации. В случае же, если принесенный прокурором протест был необоснованно отклонен или не был рассмотрен в установленные законом сроки, то прокурор имеет право на обращение в суд с требованием о признании незаконным данного правового акта.
Результатом такой работы является приведение подавляющего большинства правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с законом или их отмена, а также привлечение должностных лиц, виновных в их принятии, к дисциплинарной или административной ответственности.
Помимо вышесказанного, во всех случаях нарушения органами местного самоуправления прав граждан, выявленных как по результатам проверок, так и по информации, поступившей от граждан, или из средств массовой информации, прокуратура незамедлительно принимает меры прокурорского реагирования в целях прекращения правонарушения и восстановления нарушенных прав граждан. К таким мерам относится внесение в правомочный орган представления об устранении нарушений законодательства, которое подлежит безотлагательному рассмотрению.
Идея внесения прокурором представления в конкретный орган, в котором были выявлены нарушения, заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки были приняты меры, направленные на пресечение нарушений закона, восстановление режима законности. При этом в случае если представление внесено в коллегиальный орган, то последний обязан уведомить прокурора, внесшего представление, о дате его рассмотрения. Данное требование Федерального закона о прокуратуре имеет важный прикладной характер, так как проведение совместного заседания с представителем прокуратуры позволяет выработать наиболее рациональный и эффективный способ устранения выявленных нарушений и восстановления нарушенных прав.
Так, по результатам проверки, проведенной прокуратурой Трусовского района Астрахани, на территории парка им. В. Ленина города Астрахани был выявлен ряд нарушений исполнения законодательства в сфере благоустройства. В частности, не были проведены работы по опиловке сухих и аварийных деревьев, не вывезен демонтированный стройматериал с территории общественного пространства, не восстановлена тротуарная плитка и бордюрный камень, а также не ограничен доступ в открытый канализационный люк. В итоге прокуратура района внесла представление в администрацию муниципального образования «Город Астрахань», в чьей собственности находился данный парк, после этого нарушения устранили и провели необходимые работы по благоустройству территории парка.
М.А. Макаренко справедливо подмечает, что большинство исков к органам местного самоуправления возбуждается именно прокурорами. Они могут быть направлены на защиту прав и законных интересов гражданского общества, государства и отдельных граждан. [6]
Таким образом, прокуратура Российской Федерации является важным инструментом обеспечения законности в современной России. Ее существование является необходимым условием законного функционирования государственной и местной власти, в связи с чем, реализация принципа законности, защита прав и свобод населения на местном уровне немыслима без осуществления прокурорского надзора за деятельностью органов местного самоуправления.
Список использованной литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ).
- О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 17 января 1992 г. № 2201-1 с изм. и доп. на 9 ноября 2020 г. № 367-ФЗ.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ с изм. и доп. на 9 ноября 2020 г. № 370-ФЗ.
- Бессарабов В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране/В.Г. Бессарабов// Журнал российского права. -2003.-№ 9.
- Петрова О.Н. Краткая характеристика правовых средств органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере местного самоуправления/ О.Н. Петрова// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. -2012. -№ 1.
- Макаренко М.А. Прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц // Дальневосточный научный центр местного самоуправления. URL: http://www.dvncms.khv.ru/node/341.
- Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ, ot 14.03.2020 N 1-FKZ).
- O prokurature Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 17 janvarja 1992 g. № 2201-1 s izm. i dop. na 9 nojabrja 2020 g. № 367-FZ.
- Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 6 oktjabrja 2003 g. № 131-FZ s izm. i dop. na 9 nojabrja 2020 g. № 370-FZ.
- Bessarabov V.G. Prokuratura Rossijskoj Federacii i sostojanie zakonnosti v strane/V.G. Bessarabov// Zhurnal rossijskogo prava. -2003.-№ 9.
- Petrova O.N. Kratkaja harakteristika pravovyh sredstv organov prokuratury po obespecheniju zakonnosti v sfere mestnogo samoupravlenija/ O.N. Petrova// Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. -2012. -№ 1.
- Makarenko M.A. Prokurorskij nadzor za zakonnost’ju dejatel’nosti organov mestnogo samoupravlenija i dolzhnostnyh lic // Dal’nevostochnyj nauchnyj centr mestnogo samoupravlenija. URL: http://www.dvncms.khv.ru/node/341.