СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕЧЕВОГО ОНТОГЕНЕЗА И ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

9 октября 5:53

В настоящее время роль коммуникации имеет огромное значение в жизни человека, особенно в жизни ребенка. Кроме того данных о состоянии социолингвистической компетенции у дошкольников, в том числе и с общим недоразвитием речи, недостаточно, поэтому данная проблема открыта и нуждается в подробном изучении, так как сейчас наблюдается тенденция к увеличению детей с нарушениями речи.

Социальная коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития детей, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания. С ее помощью человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Развитие личности во многом зависит от социального окружения человека. Через взаимодействие с людьми, человек, а в частности, ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность — потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень в своем развитии. Поэтому установление социолингвистической компетенции является одним из главных условий полноценного развития ребенка [1].

Опираясь на данные отечественных и зарубежных исследователей мы установили, что социолингвистическая компетенция являет собой понимание, осознание ситуаций, в которых выбор языковых форм зависит от места общения, взаимоотношений между коммуникантами, коммуникативным намерением собеседников.

Как отмечает в своих работах В. А. Дубовская, старший дошкольник должен быть способен выбирать адекватную альтернативу поведения, понимать меру своих возможностей; умело использовать речевые средства для просьбы о помощи и оказания её; способен уважать желания других людей, легко включаться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми [5].

Более подробно изучив отечественную и зарубежную литературу (Л. Г. Соловьева, О. С. Павлова, Т. Б. Филичева и др.), мы выявили, что у развивающегося в норме дошкольника уже к началу школьного обучения должны быть сформированы на достаточном уровне каждый из компонентов социолингвистической компетенции, а, следовательно, и такие коммуникативные способности как:

— коммуникативные и организаторские способности, т.е. умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками (когнитивно-аксиологический, рече-языковой и эмотивно-поведенческий компоненты);

—  способность к эмпатии, т.е. умение сопереживать, чувствовать другого (эмотивно-поведенческий компонент);

— способность к самоконтролю, т.е. умение регулировать свое поведение в соответствии с ситуацией общения, умение реагировать в конфликтных ситуациях (речевой и эмотивно-поведенческий компоненты);

— умение понимать и принимать положение собеседника, его особенности, без выраженного негативизма и критики; знать и следовать нравственным нормам в процессе общения (аксиологический компонент);

 — культура вербального и невербального взаимодействия, т.е. владение техникой речи, речевым этикетом, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств (аксиологический, речевой и эмотивно-поведенческий компоненты).

На сегодняшний день одним из наиболее распространенных и, в то же время, достаточно сложных нарушений речи является общее недоразвитие речи.

Рассмотрим подробнее особенности коммуникативных способностей у дошкольников с третьим уровнем недоразвития речи.

Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей с ОНР третьего уровня оказывает отрицательное воздействие на развитие социолингвистической компетенции.

Разговорная речь дошкольников с общим недоразвитием речи оказывается бедной, тесно связанной с ситуацией, вследствие недостаточного развития речемыслительной деятельности, так как страдает процесс формирования языковых навыков, не формируются представления о языковых уровнях и их функционировании: фонемах, грамматических формах и закономерностях построения [2].

В исследованиях С.Н. Шаховской экспериментально выявлены и детально проанализированы особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи. По мнению автора, «общее недоразвитие речи — многомодальные нарушения, проявляющиеся на всех уровнях организации языка и речи».

Речевое поведение, речевое действие ребенка с недоразвитием речи  отличается от того, что наблюдается при нормальном развитии. При общем недоразвитии речи третьего уровня в структуре дефекта отмечается недостаточная сформированность речевой деятельности и других психических процессов. Выявляется недостаточность речемыслительной деятельности, связанной с языковым материалом разного уровня. У большинства детей с общим недоразвитием речи отмечаются бедность и качественное своеобразие лексики, трудности развития процессов обобщения и абстракции. Пассивный словарь значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Из-за бедности словаря детей возможности их полноценного общения и, следовательно, общего психического развития обеспечиваются не в полной мере [3].

Скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и формообразования, трудности развития связного речевого высказывания затрудняют формирование основных функций речи — коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей. Нарушение коммуникативной функции речи у детей с ОНР препятствует полноценному формированию обобщающей функции, поскольку их речевые возможности не обеспечивают в достаточной степени правильного восприятия и сохранения информации в условиях последовательного расширения ее объема и усложнения содержания в процессе развития речевого общения с окружающими.

Н.И. Жинкин считает, что задержка формирования одного компонента, в данном случае речи, ведет к задержке развития другого — мышления, ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется в выполнении анализа и синтеза поступающей информации. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т.к. при этом речь ребенка с речевой патологией не становится полноценным средством его мышления, а речь окружающих людей не всегда является для него адекватным способом передачи информации, общественного опыта (знаний, способов, действий) [4].

Как отмечает О. С. Павлова, для старших дошкольников с ОНР третьего уровня характерна внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми, хотя в этом возрасте ведущей должна быть внеситуативно-личностная форма. В большинстве случаев дети с ОНР стараются избежать речевого контакта. В тех же случаях, когда речевой контакт между ребенком и взрослым возникает, он является весьма кратковременным.

Л.Ф. Спирова утверждает, что коммуникативная деятельность детей с ОНР при общении друг с другом отличается рядом особенностей. Так, большинство детей предпочитает играть в одиночку. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается редко, дети почти не контактируют друг с другом.

Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту

Проанализировав и обобщив вышеизложенный материал можно сказать, что к особенностям социолингвистической компетенции старших дошкольников с ОНР III уровня относятся:

—  в рамках когнитивно-аксиологического компонента: несформированность элементарных нравственных понятий, следовательно, не следование им в процессе общения и взаимодействия с окружающими, недостаточность представлений об особенностях социального и речевого поведения носителей родного языка;

—  такие нарушения рече-языкового компонента, как трудности в формулировании своих мыслей и построении высказывания, незнание правил речевого этикета, неумение грамотно выстроить диалог в зависимости от возраста и статуса собеседника;

—  недостаточная сформированность эмотивно-поведенческого компонента: низкая речевая активность, незаинтересованность в контактах и неумение ориентироваться в ситуации общения, сниженная способность понимать и выражать эмоции в процессе коммуникации, недостаточное владение невербальными средствами общения.

Таким образом, в современной логопедии факт несовершенства коммуникативных процессов у детей с общим недоразвитием речи является общепризнанным. Нарушение коммуникативной функции у детей с ОНР III уровня затрагивает все компоненты социолингвистической компетенции и выражается в снижении потребности в общении, недостаточной сформированности форм коммуникации, особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками и взрослыми, поэтому проблема изучения особенностей коммуникации у детей с патологией не теряет своей актуальности.

Однако следует сказать, что несмотря на эти особенности, дети с ОНР третьего уровня, при комплексном воздействии различных специалистов, семьи и детского коллектива, могут достичь достойного уровня развития социолингвистической компетенции, а, следовательно, достойного уровня социализации.

Список литературы:

  1. Белякова Л.И. , Гаркуша Ю.Ф. , Усанова О.Н. , Фигередо Э.Л. «Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью ». М. 1991
  2. Гаркуша Ю.Ф. , Коржев на В.В. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Ребенок . Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред . Ю.Ф. Гаркуши . М.; Воронеж , 2001
  3. Жукова Н.С. и др . Логопедия . Преодоление недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда, Екатеринбург: Изд — во ЛИТУР , 2003. — 320с.
  4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.
  5. Дубовская В.А., К вопросу о формировании коммуникативной компетентности у детей с речевым недоразвитием// Компетентностный подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы межрегиональных педагогических чтений. 27 декабря 2011 года / Главное управление образования Курганской области, ГАУО ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2011. С. 3-6

Bibliography:

  1. Beljakova L.I. , Garkusha Ju.F. , Usanova O.N. , Figeredo Je.L.«Sravnitel’noe psihologo-pedagogicheskoe issledovanie doshkol’nikov s ONR i normal’no razvitoj rech’ju ». M. 1991
  2. Garkusha Ju.F. , Korzhev na V.V. Osobennosti obshhenija detej doshkol’nogo vozrasta s nedorazvitiem rechi // Rebenok . Rannee vyjavlenie otklonenij v razvitii rechi i ih preodolenie / Pod red . Ju.F. Garkushi . M.; Voronezh , 2001
  3. Zhukova N.S. i dr. Logopedija. Preodolenie nedorazvitija rechi u doshkol’nikov: Kn. dlja logopeda, Ekaterinburg: Izd — vo LITUR , 2003. — 320s.
  4. Zhinkin N.I. Rech’ kak provodnik informacii. — M., 1982.
  1. Dubovskaja V.A., K voprosu o formirovanii kommunikativnoj kompetentnosti u detej s rechevym nedorazvitiem// Kompetentnostnyj podhod v obuchenii i vospitanii detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov’ja: materialy mezhregional’nyh pedagogicheskih chtenij. 27 dekabrja 2011 goda / Glavnoe upravlenie obrazovanija Kurganskoj oblasti, GAUO DPO «Institut razvitija obrazovanija i social’nyh tehnologij». – Kurgan, 2011. S. 3-6