Экологическая культура личности– это непрерывный процесс обучения, образования, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентации и прав, этических и эстетических отношений, обеспечивающих формирование экологического сознания личности. Экологическая культура представляет собой динамичную, открытую систему ценностных ориентаций и установок, нацеленную на воссоздание и развитие природно-социального богатства, накопленного человеческим обществом на протяжении длительного периода исторического развития.
“Экологическая культура — это обобщенная характеристика личностных качеств, которая отражает процесс и результат формирования экологического сознания личности и предполагает неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней, основанного на гармонизации взаимосвязей в системе “природа-человек”.
Экологическое образование мы рассматриваем как постоянный процесс развития и расширения знаний об окружающей среде, благодаря которому формируется ценностное отношение к экологии и желание к активной защите окружающей среды. Так же экологическое образование направлено на формирование у личности ответственного отношения к природе, стойких убеждений в необходимости ее охраны.
Уже с древних времен человека, учили уважительно относиться к окружающей его среде обитания. В произведениях средневековых мыслителей говорится о чистоте окружающей среды, об опрятности, чистоплотности, о любви к природе.
В настоящее время не только законы, касающиеся охраны окружающей среды, являются социальным средством, упорядочивающим экологическую культуру граждан и воспитывающим у них экологическое сознание, но также фонды и комитеты по экологии и охране окружающей среды должны стать официальной силой в деле экологического воспитания населения, и особенно молодежи. Конечно же, все граждане должны соблюдать положения Конституции и обязаны бережно относиться к окружающей среде. Однако, для того, чтобы формировать у молодежи экологическое сознание и экологическую культуру не хватит только изучения соответствующих законов. Экологическое воспитание студентов предусматривает целенаправленное формирование экологического стиля мышления, необходимых экологических, юридических, нравственных и эстетических взглядов на природу и место в ней человека, научного понимания проблем. Необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, посвященные темам экологической культуры, активизировать пропаганду и агитацию.
В настоящее время основная цель экологического воспитания в России состоит из воспитания и формирования всесторонне, гармонично развитой личности, подготовка высококвалифицированных кадров, отвечающих духовным и нравственным идеалам, требованиям времени. Этот процесс двусторонний: от преподавателей требуется организация и руководство, от учеников – активность. В данном процессе преподаватели образовательных учреждений играют ведущую роль, так как они понимают цель социального воспитания, информированы о системе задач, которые необходимо осуществить на пути достижения цели, умеют выбрать формы и методы, а также средства воспитания и включить их в воспитательный процесс.
По своей природе воспитательный процесс имеет многофакторный характер. Формирование у студентов экологической культуры происходит под влиянием многих внешних факторов: семьи, образовательных учреждений, общественности, среды, а также разнообразия ситуаций, посредственных и непосредственных причин.
Безусловно, изучение в образовательных учреждениях таких предметов, как природоведение, ботаника, биология, география, основ экологии является эффективным средством экологического воспитания в процессе обучения человека. Кроме того, в период обучения у студентов формируются знания о единстве личности, общества и природы, о месте и сущности экосистемы в жизни человека и общества, чувство ответственности за будущее планеты, осознание необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе. Формирование экологической культуры студентов ВУЗа осуществляется в процессе изучения множества гуманитарных дисциплин. Вклад гуманитарных наук связан с усвоением идей единства человечества и биосферы, взаимосвязи исторического процесса и изменения природной среды, нравственного и эстетического отношения к природе. Особую роль в экологическом обучении студентов играет проведение семинаров на данную тематику.
Экологическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на получение учениками экологических знаний, формирования их мышления в русло защиты и помощи окружающей их среды, а так же преумножение уже имеющихся знаний и навыков.
В России особое внимание уделяется организации охраны природы и окружающей среды. В качестве примера можно привести независимое экологическое движение – «Зеленое содружество»
Главная цель «Зеленого содружества» — организация согласованных действий «зеленой» общественности. Повседневная практическая деятельность «Зеленого содружества» складывается в соответствии с основными задачами по оздоровлению условий жизни человека и природоохранной деятельности, а также потребностями, которые диктует реальная экологическая обстановка в стране. Решение экологических проблем реализуется на региональном, федеральном и международном уровнях в соответствии с законодательством РФ, международными соглашениями и принципами гражданского общества.
В заключение следует подчеркнуть, что если экологическое образование не охватят все сферы социальной жизни студентов, то оно не сможет занять важное место их жизни, и как следствие, все силы будут потрачены впустую. Владение экологическими знаниями, экологической культурой, соблюдение законов и норм в деле охраны окружающей должны стать неотъемлемой частью социальной и духовной жизни каждой личности. Ввиду этого фактора от образовательных учреждений требуется формирование у молодежи таких качеств, знаний и навыков. Именно молодое поколение, как будущие специалисты своих областей, будут служить делу процветания нашей Родины, будут бороться за чистоту окружающей среды, благоустраивать города и села, что послужит улучшению экономической и культурной жизни народа.
Список литературы
- Асафова Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов // Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / Под ред. В.И. Андреева. Казань: Центр инновац. технологий, 2003. С.157-176.
- Каменская Е.Н. Формирование экологической культуры студентов технического вуза. // Инженерный вестник Дона, 2015. № 4. / [Электронный ресурс]. Режим
- доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-studentov-tehnicheskogo-vuza/ (дата обращения: 29.05.2019).
- Лашманова В.Ф. Воспитание экологической культуры у студентов классического университета. Чебоксары, 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/vospitanie-ekologicheskoi-kultury-u-studentov-klassicheskogo-universiteta/ (дата обращения: 29.05.2019).