Многоквартирный жилой дом с интегрированным подземным паркингом – это здание, в котором находятся большое количество жилых помещений, и имеется более 2-х этажей, а также в котором проживают люди на постоянной основе, и на территории, которой, встроена подземная парковка (одноуровневая и более).
«Строительство жилых зданий должно осуществляться по рабочей документации в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией, а также с требованиями настоящего свода правил и других нормативных документов, устанавливающих правила проектирования и строительства, на основании разрешения на строительство» [20]
«Проект должен включать инструкцию по эксплуатации квартир и общественных помещений дома, которая должна содержать данные, необходимые арендаторам (владельцам) квартир и встроенных общественных помещений, а также эксплуатирующим организациям для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе: схемы скрытой электропроводки, места расположения вентиляционных коробов, других элементов здания и его оборудования, в отношении которых строительные действия не должны осуществляться жильцами и арендаторами в процессе эксплуатации. Кроме того, инструкция должна включать правила содержания и технического обслуживания систем противопожарной защиты и план эвакуации при пожаре» [20].
«В соответствии с классификацией зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, многоквартирные жилые дома подлежат классу Ф1.3» [1].
«При строительстве в зданиях класса Ф 1.3 встроенную стоянку автомобилей допускается отделять противопожарным перекрытием 2-го типа, при этом жилые этажи должны быть отделены от стоянки автомобилей нежилым этажом» [4].
Жилой дом может быть сдан в эксплуатацию только если он соответствует требованиям пожарной безопасности, а для этого необходимо обеспечить выполнение следующих условий:
«1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим ФЗ;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии сФедеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности» [1].
По степени опасности развития пожара Приложение Б СП 5.13130.2009 относит автомобильные стоянки и паркинги ко 2-й группе помещений. Эта степень определяется по двум параметрам:
— функциональному назначению;
— удельной пожарной нагрузке сгораемых материалов (для автомобильных стоянок 181–1400 МДж/м2).
Во избежание задымления на территории подземной парковки, согласно СП 300.1325800.2017, применяются систем противодымной приточно-вытяжной вентиляции, и, в соответствии с п.6.3.3 свода правил 154.13130.2013, следует предусматривать следующие системы с механическим пробуждением тяги, входящие в противодымную вентиляцию:
«- системы вытяжной противодымной вентиляции, оснащённой вентиляторами дымоудаления;
— системы приточной противодымной вентиляции, оснащённой приточными вентиляторами» [6].
«В свою очередь, вентвыбросы из подземных стоянок автомобилей, расположенных под жилыми и общественными зданиями, должны быть организованы на 1,5 м выше конька крыши самой высокой части здания» [20].
Для локализации и тушения пожара на подземных парковках применяются автоматические установки пожаротушения (АУП) – водяные и пенные.
«В свою очередь, водяные и пенные АУП подразделяются на спринклерные, дренчерные, спринклерно-дренчерные, роботизированные и АУП с принудительным пуском» [2].
В связи с распространённостью данного АУП на подземных парковках, в том числе, в жилом доме, расположенном по адресу Приморский бульвар, дом 15, рассмотрим спринклерные установки.
Спринклерные установки проектируются воздушными или водозаполненными, в зависимости от температуры воздуха в помещении.
Спринклерные установки применяются в помещениях 1 группы и высотой потолков не более 20 метров. Время срабатывания АУП не должно составлять более 180 секунд, а в случаях превышения данного показателя необходимо применять акселератор или эксгаустеры.
Номинальную температуру срабатывания для спринклерные системы выбирается исходя из температуры окружающей среды в зоне их расположения, согласно ГОСТ Р 51043.
«Предельно допустимая рабочая температура окружающей среды в зоне расположения спринклерных оросителей принимается по максимальному значению температуры в одном из следующих случаев:
— по максимальной температуре, которая может возникнуть по технологическому регламенту, либо вследствие аварийной ситуации;
— вследствие нагрева покрытия защищаемого помещения под воздействием солнечной тепловой радиации» [2].
Список литературы:
- Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
- СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с Изменением N 1)
- СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»
- СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные.» Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003
- СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования (с Изменением N 1)
- СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности