Более чем 50% времени года в Якутии составляет зима, что создает определенные проблемы по обращению с отходами. К примеру, при автоматизированной или ручной сортировке отходов при зимнем периоде эксплуатации требуется предварительный обогрев ввозимых ТКО перед тем, как отходы попадут на сортировочную линию. В связи с этим при строительстве нового полигона требуется предварительная сортировка отходов с последующим захоронением в новом полигоне после процедуры прессования, что увеличит удельную плотность ТКО и к тому же не даст увеличения скорости химических процессов разложения отходов при температуре ниже 0°C. Естественное разрушение загрязнителей, находящихся в воздухе, воде, почве, не может происходить быстро. Отмечается, что на действующем полигоне размещения ТКО на 9-м км Вилюйского тракта в г. Якутске захоронение отходов производится с помощью стандартного советского варианта прессования/захоронения с помощью обычных бульдозеров, что значительно уменьшает проектировочную вместимость полигона. В связи с этим при эксплуатации нового полигона необходимо внедрение картовых систем захоронения отходов: только после предварительной сортировки и прессования с последующим системным расположением на территории карт нового полигона.
С истечением времени отходы, которые захоронены в полигоне, могут выделять опасные токсичные вещества, например, в случае пожаров внутри полигона выделяются такие вещества, как: фураны и диоксины, с угрозой выделения более 0,1 нг/м3, что превышает предельно допустимые нормы по стандартам ЕС. В связи с этим при проектировании нового полигона следует учесть современную систему пожаротушения вдоль территории объекта. В целях уменьшения вероятности попадания вредных веществ из ТКО в жидком виде необходимо предусмотреть гибкую систему водоотведения и водоочистки.
Действующий полигон размещения ТКО на 9-м км Вилюйского тракта в г. Якутске требует процедуру рекультивации в рамках федеральной программы «Чистая страна» ввиду переполненности. Однако данная процедура возможна только после ввода в эксплуатацию нового полигона размещения ТКО в г. Якутске.
К тому же на территории Республики Саха (Якутия) присутствуют существенные ограничения для возможного размещения природоохранных объектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, такие как: вечная мерзлота, ООПТ, отсутствие расширенной сети автомобильных дорог.
В силу высокой дробности структуры муниципального управления в республике сложилась сложная многокомпонентная система обращения с отходами.
Для решения проблем и достижения целей государственной политики Республики Саха (Якутия) в сфере обращения с отходами в качестве одного из инструментов управления социально-экономическим развитием территории региона предлагается проект территориальной схемы, создающей пространственно-территориальную основу для развития системы обращения с отходами.
- Характеристика
Население г. Якутск – 322 987 человек.
Средняя скорость ветра, м/с, за период со среднесуточной температурой ≤ 8°С – 1,5 м/с.
Краткая характеристика мусорного полигона г. Якутск:
Общая площадь территории составляет: 5,08 кв. км (приложение №1)
Расстояние от мусорного полигона до г. Якутска составляет: 6,7 км (приложение №2)
Таблица 1 |
||||||
N |
Наименование муниципального района или городского округа |
Административный центр |
Масса ТКО по жилфонду, тонн |
Масса ТКО по юр. лицам, тонн |
КГО, тонн |
Хвосты после обезвреживания (от 20% общей массы ТКО) |
1. |
Городской округ «город Якутск» |
г. Якутск |
93 645,51 |
11 632,62 |
15 791,72 |
— |
2. |
Городской округ «Жатай» |
пгт. Жатай |
2 751,08 |
273,95 |
453,76 |
605,006 |
3. |
Муниципальный район «Горный улус» Республики Саха (Якутия) Республики Саха (Якутия) |
с. Бердигестях |
3 259,91 |
473,58 |
560,02 |
746,698 |
4. |
Муниципальный район «Намский улус» Республики Саха (Якутия) |
с. Нам |
6 691,94 |
555,49 |
1 087,11 |
1 449,49 |
5. |
Муниципальный район «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) |
г. Покровск |
8 909,97 |
1 252,15 |
1 524,32 |
2 032,42 |
- Описание и анализ существующих систем по обращению с отходами
3.1. Обращение с отходами в центральной зоне деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия), в том числе городского округа «город Якутск».
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) от 29 мая 2018 г. N 3 с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) установлен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в центральной зоне Республики Саха (Якутия).
В соответствии с утвержденной территориальной схемой обращение с твердыми коммунальными отходами производится по схеме сбор — транспортирование — захоронение на полигонах ТКО.
Согласно территориальной схеме по обращению с отходами объемы образования отходов по центральной зоне Республики Саха (Якутия) составляют 43-46% отходов от общего объема образующихся отходов в Республике Саха (Якутия). По городскому округу «город Якутск» утвержденный территориальной схемой объем образования отходов на 2020 год составляет 701 851 м3 или 81% от объемов по центральной зоне Республики Саха (Якутия).
По городскому округу «город Якутск» региональным оператором обслуживаются 2 935 многоквартирных домов и 9 535 домохозяйств, заключены договоры на обращение с твердыми коммунальными отходами с 1 477 организациями разных форм собственности, 121 с управляющими компаниями и товариществами собственников жилья, 50 — с физическими лицами (ИЖС), а также 51 837 прямых договоров с физическими лицами.
Всего на территории городского округа ежедневно 59 единицами спецтехники обслуживается 4 428 контейнеров для сбора отходов на 1 270 местах накопления и вывозится более 2 000 м3 твердых коммунальных отходов.
Совместно с Окружной администрацией г. Якутска в целях законного начисления платы за услуги регионального оператора и для определения источников образования ТКО осуществлена работа по составлению реестра мест накопления ТКО: контейнерных площадок и мусорных баков.
В районах с плотной застройкой индивидуальных жилых домов, таких как: Строительный, Автодорожный, Сайсарский и Гагаринские округа, не позволяющих установить контейнерные площадки в необходимых для этого местах, с октября 2019 года в рамках пилотного проекта организован «мешковой» сбор отходов. Предоставление данной услуги осуществляется специализированной техникой по установленному графику.
Способом утилизации твердых коммунальных отходов в городском округе «город Якутск» является их захоронение на полигоне. На сегодняшний момент размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов в г. Якутске производится на полигоне, принадлежащем на праве собственности муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» городского округа «город Якутск», которое осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности на основании лицензии, выданной Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) от 19 июня 2015 г. N 1400158.
В связи с отсутствием контроля ввозимых на полигон отходов в части субъектов, осуществляющих транспортирование, и морфологического состава ввозимых отходов, а также в силу того, что полигоном ведется прием отходов от всех желающих их разместить, создаются сложности в выполнении функций регионального оператора: снижается количество заявок, подаваемых юридическими лицами на вывоз ТКО, так как ими, в нарушение закона, привлекаются сторонние нелицензированные предприятия, размещающие свои объявления об оказании услуг по более низкой цене; под видом строительных отходов ввозятся ТКО;
предприятия и население осуществляют самостоятельный вывоз ТКО.
Следствиями таких условий являются нежелание и уклонение от заключения договора на обращение с отходами с региональным оператором, нарушение действующего законодательства, нивелирование значимости реформы в сфере обращения с отходами в целом. <2>
<2> Справочная информация по деятельности регионального оператора центральной зоны по обращению с отходами — ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» от 12 февраля 2020 года.
- Обращение с отходами на территории Республики Саха (Якутия)
Особенностями Республики Саха (Якутия), которые учитываются при формировании территориальной схемы, являются:
недостаточно развитая система инфраструктуры по сбору, утилизации (использованию) и обезвреживанию ТКО;
действующие объекты размещения ТКО не соответствуют санитарно-эпидемиологическим и природоохранным требованиям;
низкая плотность населения.
При выполнении своих обязанностей по организации обращения с ТКО до передачи полномочий на региональный уровень муниципальные образования испытывали недостаток финансовых средств для регулирования деятельности по обращению с отходами, располагали ограниченными возможностями по учету геологических и физико-географических условий и по привлечению инвестиций для создания и развития инфраструктуры по удалению ТКО, возникали трудности при принятии решений межмуниципального характера при выборе способа удаления образующихся ТКО.
Анализ ситуации в области обращения с отходами позволяет выявить следующие основные проблемы, затрудняющие реализацию государственной политики в данной сфере и приводящие к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду:
большое количество несанкционированных свалок;
небольшое количество объектов размещения, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО);
у некоторых объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО, ограничена вместимость для поступающих отходов;
не распространено раздельное накопление отходов;
недостаточно объектов обработки, обезвреживания и утилизации отходов;
отсутствие систематизированной информации о местах накопления ТКО;
отсутствие у граждан минимального экологического образования.
О лабораторном мониторинге атмосферного воздуха в г. Якутске на Вилюйском тракте
Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в связи с возгоранием полигона твердых коммунальных отходов г. Якутска на Вилюйском тракте 9 км проведен лабораторный контроль за содержанием химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест по 5 показателям.
По результатам лабораторных исследований на полигоне и в селитебной зоне в районе Вилюйского тракта в ночь с 8 по 9 декабря 2020 года в атмосферном воздухе установлено превышение ПДК загрязняющих веществ по оксиду углерода (СО) 14,1 мг/м3 при ПДК – не более 5 мг/м3, взвешенным частицам фракции PM2,5 — 0,42 мг/м3 при ПДК — не более 0,16мг/м3, взвешенных частиц фракции РМ10 – 3,96 мг/м3, при ПДК — не более 0,3 мг/м3. При этом, концентрация оксида азота не превысила ПДК и составила 0,003 мг/м3 при ПДК — 0,4 мг/м3 и диоксид азота — 0,01 мг/м3 при ПДК — 0,2 мг/м3.
При визуальном осмотре полигона, имелись очаги тления, задымленность. В момент осмотра работало 3ед. техники (самосвал, погрузчик, бульдозер).
В адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) поступило 3 обращения граждан на задымленность.
Лабораторный мониторинг атмосферного воздуха продолжится.
Заключение:
Согласно плана постройки мусорного полигона г. Якутск должен осуществляется в 2022 – 2028 г. Рекультивация старых твердых отходов должна быть проведена после введения в эксплуатацию нового мусорного полигона.
За этот период существует риск возникновения пожаров на мусорном полигоне.
В случае возникновения регулярных возгораний, в воздух выбрасываются вредные и токсичные вещества. Продукты горения, смешиваясь с воздухом, могут беспрепятственно попасть в организм человека и вызвать острые респираторные и другие опасные заболевания.
Затягивание сроков рекультивации старого полигона негативно сказывается на экологическом состоянии города Якутска.
В связи с вышеуказанным создается вредный фактор воздействия на здоровье жителей, проживающих на территории г. Якутска.
В связи с чем предлагаю Окружной Администрации г. Якутск или же правительству Республика Саха (Якутия) организовать мероприятия по установке поста, для проведения мониторинга атмосферного воздуха.
В случае возгораний мусора, принимать срочные меры для устранения очага возгорания.
Использованная литература:
- СП 131.13330.2018 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология»
- СП 320.1325800.2017 Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация
- ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
- ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения
- СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности
- СП 20.13330.2016 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия»
- СП 22.13330.2016 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений»
- СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
- СП 56.13330.2011 «СНиП 31-03-2011 Производственные здания» (с изменением N 1)
- СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов
- http://docs.cntd.ru/document/570924317
- https://news.ykt.ru/article/84761
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA
- http://www.pogodaiklimat.ru/climate/24959.htm
- http://14.rospotrebnadzor.ru/
Приложение №1:
Приложение №2