КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 октября 4:16

Денежное обращение — первичный инструмент финансовой деятельности государства, обеспечивающий стабильность и эффективность выполнения возложенных на государство функций. Государство обладает исключительным правом на регулирование денежного обращения, таким образом обеспечивая так называемый «денежный» суверенитет. Соответственно, контроль в системе денежного обращения занимает одно из главных мест, т.к. позволяет предотвратить негативные последствия, которые могут возникнуть в результате несоблюдения норм законодательства, регулирующих денежное обращение, а также выработать меры для эффективного функционирования обращения денежных средств.

         Деньги — особые знаки, чье наименование закреплено в нормативных правовых актах, в соответствии с которыми таким знакам придается платежная сила, выраженная в количестве денежных единиц, а также определяется порядок эмиссии и обращения, с тем чтобы они служили законным платежным средством на всей территории государства. Государственный контроль в сфере денежного обращения является видом финансового контроля и в первую очередь направлен на защиту денежной единицы Российской Федерации- рубля.

         Законодательно закрепленного легального определения государственного контроля в сфере денежного обращения не существует. По нашему мнению, заслуживает внимание понятие государственного финансового контроля в сфере денежного обращения, предложенное Фролова Е.Е., — это комплекс форм и методов организации и управления денежным оборотом в рамках национальной экономики в целях обеспечения устойчивости национальной валюты, стабильного и сбалансированного осуществления всех платежей и расчетов, предотвращения нецелевого использования публичных и частных денежных фондов, соблюдения требований государственной финансовой дисциплины и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

         Субъектами контроля в сфере денежного обращения выступают государственные органы, наделенные соответствующими контрольно-надзорными полномочиями. К ним относятся ЦБ РФ, ФНС России, ФТС России и иные органы. К подконтрольным субъектам относятся лица, осуществляющие операции с денежными средствами (наличными и безналичными) в национальной или иностранной валюте. Также, некоторые авторы выделяют особого участника контрольных правоотношений в сфере денежного обращения — «финансового агента», который по существу является посредником между контролирующим и подконтрольным субъектами, наделенным соответствующими полномочиями. Роль таких посредников возлагается, например, на налоговых агентов, которые обязаны удержать с налогоплательщика и исчислить тот или иной налог в соответствующий бюджет, на банки как агентов валютного контроля, операторов по приему платежей физических лиц и др.      

         Объектами контроля выступают сами денежные средства в наличной или безналичной форме, а также операции по их обращению в национальной и иностранной валюте.

         На сегодняшний день существует ряд проблем, возникающих при осуществлении государственного контроля в сфере денежного обращения.

         Во-первых, это отсутствие четкого разделения между контрольными и надзорными полномочиями в сфере денежного обращения органов государственной власти. Суть проблемы сводится к тому, что контроль и надзор зачастую выступают как синонимичные взаимозаменяемые понятия. При этом некоторые авторы придерживаются мнения, что понятие «контроль» следует заменить понятием «надзор», т.к. последний является самостоятельным видом государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины. В целом, данная проблема носит в большей степени теоретический характер, а в практической деятельности схожесть по своему содержанию контроля и надзора трудностей не вызывает.

         Во-вторых, отсутствие контроля за расчетами физических лиц. Необходимо отметить, что контроль здесь необходим для того, чтобы физические лица получали денежные средства правомерным путем и, соответственно, уплачивали налоги и сборы. На сегодняшний день контролю подлежат операции по расчетам физических лиц, превышающие 600 тысяч рублей, а также подлежат обязательному декларированию доходы государственных служащих, сотрудников государственных компаний. Однако этого недостаточно. Представляется, что в нынешнее время, когда распространена практика получения заработных плат «в конвертах», появления большого количества самозанятых граждан, деятельность которых может носить незаконный или лжепредпринимательский характер, легализации денежных средств и иного имущества, добытых преступных путем, недостаточно лишь установить размер стоимости операции, при котором будет осуществляться контроль. Ведь ничто не мешает совершить неправомерные расчеты в мелком размере и несколько раз. Необходим комплекс мер, направленных на минимизацию осуществления расчетов денежными средствами, полученными неправомерным путем. Один из путей решения данной проблемы — проверка совпадения доходов и расходов физических лиц, т.е. если расходы лица значительно превышают доходы, то необходима проверка легальности получения последних. Объективная реальность свидетельствует о том, что разработка механизма по контролю за расчетами физических лиц — одно из приоритетных направлений развития процедуры государственного контроля в сфере денежного обращения.

         В-третьих, несовершенная система валютного контроля, который, в свою очередь, можно отнести к контролю в сфере денежного обращения. Данная проблема характеризуется оттоком капитала из Российской Федерации. В связи с этим некоторые авторы предлагают создать единую информационную базу, которая содержала бы все необходимые сведения о валютных операциях резидентов, доступ к которой имели бы все органы и агенты валютного контроля.

         Таким образом, контроль в сфере денежного обращения выступает как вид государственного финансового контроля и является его неотъемлемой составляющей. Несмотря на то, что в целом механизм осуществления контроля существует и функционирует, все же есть проблемы, которые в какой-то мере свидетельствуют о его некотором несовершенстве. В условиях сложной экономической ситуации в Российской Федерации, необходимо повышать эффективность механизмов государственного контроля и контроль в сфере денежного обращения является одним из приоритетных направлений.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы финансового права: моногр. / Л.Л. Арзуманова, Н.М. Артемов, О.В. Болтинова и др. ; под ред. Е.Ю. Грачевой. М. : Норма, Инфра-М, 2016. С. 198.
  2. Арзуманова Л.Л. Контрольно-надзорные полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере денежного обращения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 7. С. 7 — 12.
  3. Правовое регулирование денежного обращения (Денежное право): моногр. / Н.М. Артемов, И.Б. Лагутин, А.А. Ситник и др. М.: Норма, Инфра-М, 2016. С. 76.
  4. Ситник А.А. Государственный финансовый контроль и надзор: разграничение понятий // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 7. С. 3 — 7.
  5. Фролова Е.Е. Государственный финансовый контроль в сфере денежного обращения: автореф. дис. … д. юрид. наук. М., 2011. С. 15.