УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА

19 мая 10:48

Все известные политики и ученые согласны с тем, что предпринимательская деятельность выступает центральной фигурой общественной и экономической жизни страны. Ведение бизнеса в России связано с риском различного характера – юридическим, техногенным и конечно экономическим. Отечественный бизнес активно развивается на протяжении двадцати лет. Предприниматели получили некую свободу в ведении дел, но в результате произошло срастание бизнеса и криминала. Пик криминальных воин за передел собственности пришелся на «лихие девяностые». Это время отличается криминальным «крышеванием», переделом уже поделенной собственности, грабительской приватизации. Времена криминального бизнеса прошли. Бизнес обрел человеческое лицо, но остались рейдерские захваты, фиктивное банкротство предприятий и прочие методы.

Для современного бизнеса в России характерна чувствительность уголовно-правовых рисков. Юридическая практика показывает, что правоправные действия правоохранительных органов в рамках уголовных дел оказывают значительное влияние на отечественный бизнес[1]. В результате таких действий компании теряют свои позиции на рынке и утрачивают активы. Наиболее значительные уголовно-правововые риски возникают при взыскании задолженности, при сотрудничестве с бюджетными организациями, а также при сотрудничестве с контролирующими органами.

Наибольшую угрозу безопасности бизнеса и предпринимательства представляют преступления против собственности. Сюда относят хищения, завладение имуществом путем обмана, вымогательство, злоупотребление доверием[2]. Объектом преступления является только чужая собственность, так как собственное имущество не может являться объектом уголовно-правовой охраны. Повышенную общественную опасность несут хищения частной собственности, они же являются наиболее распространенными преступлениями в сфере предпринимательства.

Зачастую в Российской Федерации используется самый простой способ вывода активов, а далее моментальная их продажа и перепродажа их конкурентам. П.Сычев считает, что лучше использовать термин «захват», чем термин «завладение». При захвате предприятия рейдеры устанавливают контроль над бизнесом против желания руководителей предприятия. При этом используются следующие методы:

-совершаются сделки по отчуждению имущества по заниженной цене;

         -фальсифицируется решение общего собрания участников общества.

При завладении бизнесом используются совершенно другие схемы преступного поведения.

Автор считает, что при наказании рейдеров применяется несколько статей Уголовного кодекса РФ. Деятельности рейдерских преступных образований присущи следующие черты:

-высокий уровень конспирации преступной деятельности;

-присутствие коррумпированных связей в правоохранительных органах;

-наличие преступных групп, которые обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность сообщества;

-масштабность преступных деяний.

         Уголовно-правовая практика в борьбе с рейдерством заключается в выделении признаков захвата, а также принятие определенных антирейдерских норм. Принятие федерального межотраслевого закона по безопасности частного бизнеса является возможным решением сложившейся проблемы.

         Особую специфическую область общественной жизни представляют собой отношения, взаимосвязанные с предпринимательством. Уголовно-правовое регулирование охватывает все отношения данной сферы деятельности[4]. В ст. 8 Конституции Российской Федерации отражены отраслевые принципы предпринимательского права. Именно Конституция РФ обеспечивает гарантии предпринимательской деятельности в стране.

         Совокупность преступлений в экономической сфере отражена в ст. 169 УК РФ. Наиболее значимыми являются:

         -воспрепятствование законной предпринимательской деятельности со стороны должностного лица;

         -действия с незаконным получением кредита, а также злостное уклонение по погашению кредиторской задолженности (незаконные действия в финансовой сфере);

-преступные деяния на рынке, сопряженные с незаконным использование товарного знака или ложной рекламой;

-незаконное получение или разглашение сведений, которые являются коммерческой или банковской тайной;

-действия, направленные на преднамеренное банкротство или фиктивное банкротство.

Следовательно, в Уголовном Кодексе предусмотрен комплекс статей, которые предусматривают уголовную ответственность за совершение экономических преступлений. Главой 22 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за преступления в сфере частного бизнеса. Она содержит более тридцати пяти статей, отражающих признаки преступлений в сфере частного бизнеса.

Однако на наш взгляд, уголовно-правовое воздействие на предпринимателей является чрезмерным. Избыточность уголовно-правовых мер воздействия на отечественный бизнес привела к возбуждению значительного количества уголовных дел, но виновность фигурантов в процессе расследования не доказана. Следует остановиться еще на одной проблеме – на стадии расследования неоправданная практика применения исключительной меры пресечения в виде заключения под стражу. Эти перегибы негативно отражаются на состоянии отечественной экономики, а также на желании граждан заниматься предпринимательской деятельностью.

         Жесткость отечественного законодательства в отношении частного бизнеса способствует формированию среды для злоупотреблений со стороны государственных служащих, т.е. развитию коррупции в государственном аппарате.

         Каждый предприниматель должен четко осознавать, когда он сталкивается с объективными проблемами в предпринимательской деятельности, а когда его бизнесу наносят преднамеренный урон. Любой предприниматель может столкнуться с определенными препятствиями на уровне регистрации бизнеса. В уголовном праве отражено формирование помех и препятствий, когда гражданин не может легально приступить к работе. Воспрепятствование предпринимательской деятельности может вызываться какими-либо действиями должностных лиц. В результате чего предприниматели вынуждены заниматься незаконной деятельностью.

Таким образом, уголовно-правовые меры, направленные на защиту бизнеса и прав предпринимателей, обладают определенными недостатками и требуют определенной доработки. Но факт того, что данные акты приняты на законодательном уровне говорит о том, что в отечественном законодательстве достигнут серьезный прорыв в регулировании предпринимательской деятельности. В ходе работы систематизировано законодательство о предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях, а также в ходе разработки национального законодательства, использован обширный международный опыт поддержки частного бизнеса.

Литература

  1. Александрова И.А. Определение курса современной уголовной политики противодействия преступности в сфере экономической деятельности // Вестник Нижегеродской академии МВД. – 2016. — №3. – С.307-310.
  2. Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016 — №1. – С.75-86.
  3. Головин А.Ю. Задачи криминалистики в сфере защиты предпринимателей от незаконного уголовного преследования // Известия Тульского государственного университета. экономические и юридические науки. – 2016. — №1. – С.26-34.
  4. Есаков Г.А. Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК РФ): проблемы применения нормы // Уголовное право. – 2014. — №3. – С.40-44.
  5. Козбанов А.И. Тенденции и перспективы защиты предпринимателей от незаконного уголовного преследования в современной России // Уголовное право. – 2018. — №5. – С.78-81.
  6. Ткаченко К.А. Правовые основы защиты предпринимательства в России // Инновационная наука. – 2017. — №4. – С.195-197.