УКРЕПЛЕНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

20 мая 11:09

Бюджетная система России устроена таким образом, что каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах, закрепленных за ним бюджетных полномочий.

Местный бюджет – это главный финансовый инструмент для реализации социально-экономической политики страны на муниципальном уровне. Укрепление его путем повышения эффективности формирования доходов и совершенствования бюджетных расходов – одна из наиболее стратегически важных задач для Правительства РФ.

В особенности, актуальность научного исследования на тематику укрепления местных бюджетов связана с тем, что от эффективности данного процесса зависит развитие бюджетной системы Российской Федерации на муниципальном уровне.

В последние годы в России наблюдается тенденция увеличения доли финансовой помощи в доходной части бюджетов муниципальных образований, что увеличивает их зависимость и серьезно сказывается на самостоятельности органов местного самоуправления.

Когда РФ перешла на рыночные основы хозяйствования, формирование доходов стало осуществляться за счет налоговых поступлений, что значило их перемещение на правовую основу, которая регулируется экономикой. Сегодня доля доходов от собственной производственно-финансовой и коммерческой деятельности муниципальных образований составляет не более 10 % всех доходов, оставшиеся 90 % – это те доходы, которые получают муниципальные образования ввиду налоговых поступлений и финансовой помощи из других бюджетов [1, с.367].

Для муниципального образования является важным анализ процесса формирования структуры получаемых доходов, так как это связано с вероятностями самостоятельно использовать средства и потенциалом их роста. Основной проблемой, с которой сегодня сталкивается руководитель муниципального образования является недостаток средств не только на развитие, но и на текущие расходы.

Кроме того, большая часть муниципальных объектов Российской Федерации характеризуется наличием следующего списка проблем [2]:

– дефицит оборотных средств для обновления номенклатуры и технологий;

– высокая степень износа основных фондов;

– наличие долговых обязательств перед федеральным бюджетом страны и внебюджетными фондами;

– недостаток мощностей с целью качественного обеспечения потребителей коммунальными услугами;

– отсутствие значительного объема финансирования строительства новых объектов и проведения мероприятий по капитальному ремонту.

Одним из таких муниципальных образований, переживающих проблемы формирования и исполнения бюджета является городской округ Краснотурьинск.

Подтверждение тому является структура налоговых и неналоговых доходов бюджета за 2017 и 2018 года, где процент исполнения ниже 100 (рисунок 1).

Так, в 2017 году, процент исполнения налоговых доходов в бюджет муниципального образования составлял 98,0%, а неналоговых доходов – лишь 75,0%.

В 2018 году, ситуация немного изменилась, поскольку процент исполнения неналоговых доходов в бюджет городского округа Краснотурьинск составлял уже 105,0%, однако налоговых доходов – те же 98,0%, что и в 2017 году.

http://meridian-journal.ru/uploads/2426-1.PNG

Рисунок 1 – Плановые и фактические показатели доходов в бюджет городского округа Краснотурьинск в 2017-2018 гг., в млн рублей [3].

Для укрепления местных бюджетов муниципальных образований Российской Федерации необходимо предложить следующие направления совершенствования формирования бюджета и межбюджетных отношений:

– повысить собираемость налоговых и неналоговых доходов, проводить работу с недоимщиками;

– оптимизировать систему предоставления налоговых льгот для субъектов муниципального образования;

– отчисления налогов в местный бюджет должны носить постоянный характер;

– повысить устойчивость местного бюджета за счет дополнительных источников дохода.

Муниципальным образованиям России необходимо акцентировать внимание на два важных процесса [4]:

– мобилизация источников поступления доходов в местный бюджет;

– оптимизация расходов на обеспечение и исполнение бюджета по принятым на себя согласно законодательству обязательствам.

Необходимо разработать и внедрить механизмы мониторинга и оценки федеральными органами исполнительной власти эффективности реализации полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, а также повысить ответственность за исполнение делегируемых полномочий [5, с.17].

Также нужно ввести в практику публичные ежегодные отчеты органов местного самоуправления и разработать рекомендации по их составлению, в частности, по показателям эффективности деятельности [6].

В современной ситуации, характеризующейся замедлением экономической динамики и сжатием финансовых ресурсов государства, важным фактором повышения устойчивости и сбалансированности бюджетной системы страны становится повышение эффективности управления муниципальными финансами. Таким образом, укрепление местных бюджетов – важная задача в рамках развития бюджетного процесса на муниципальном уровне и требует разработку путей совершенствования формирования бюджета и межбюджетных отношений.

Использованные источники:

  1. Быкова Н.Н. Особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования // Научный журнал «Молодой ученый». – 2016. – №28. – С. 366-368.
  2. Статья 52. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/000f47144bfc6b86277c260dc9927a606ae1cd67/ (дата обращения: 18.12.2019).
  3. Бюджет городского округа Краснотурьинск для граждан. [Электронный ресурс]. URL: http://краснотурьинск-адм.рф/byudzhet-gorodskogo-okruga-krasnoturinsk-dlya-grazhdan/index (дата обращения: 18.12.2019).
  4. Данц А.А. Общие проблемы муниципальных образований и способы их решения // Электронный журнал «Бюджет». [Электронный ресурс] URL: http://bujet.ru/article/360484.php (дата обращения: 18.12.2019).
  5. Иневатова О.А., Харитонова Ю.А. Проблемы формирования доходов бюджета муниципальных образований // Научный журнал «Тенденции развития науки и образования». – 2017. – №22-2. – С. 14-18.
  6. Кожанова К.Е., Чепкасова Е.А. Проблемы формирования местных бюджетов и возможные пути их решения. Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). [Электронный ресурс] URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 20.12.2019).