Мифы в обыденном понимании – это сказания о сотворении мира, повествования о деяниях древних богов и героев, о том, как «возникли определенные формы поведения, установления и трудовые навыки; именно поэтому миф составляет парадигму всем значительным актам человеческого поведения». В мифе соединяются мистика, искусство и жизнь в лице действующих культурных героев [4].
Древнегреческие мифы посвящены описаниям деяний богов и приключений героев – людей, одаренных сверхъестественной силой, ловкостью и смелостью. Эти древние сказания, получившие широкое распространение у народов средиземноморского мира, были заимствованы римлянами. В новое время они получили общее название древнегреческой мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливают связь между миром и человеком, природой и обществом и таким образом обеспечивают внутреннее согласие человеческой жизни.
Гёте писал, что «мифология является поэтическим искусством и стремится к тому, чтобы внести в воображение содержание, образ и форму так, чтобы оно могло строиться и питаться реальностью» [2]. Для Гете миф есть результат фантазии и воображения, которые отражаются в творящей и организующей силе природы. Что касается искусства античной мифологии, Гёте полагал, что «оно следует тем же законам, что и природа «, и он «напал на их след» [2]. Так в драме «Прометей» каждое живое существо – неотделимая часть природы.
В древнегреческих мифах Прометей является одним из титанов, защитником людей от произвола богов. Согласно мифам, Прометей – это сын титана Иопета и Климены, а Зевс и Прометей – двоюродные братья [3; 87-95]. У Гёте же Зевс – отец Прометея:
Deinem Vater Zeus das bringen?
И это Зевсу передать – отцу?
(Здесь и далее перевод А.И. Дейча [1;72-89])
В первом акте Прометей разговаривает с Меркурием – посланником богов, слугой Зевса – который явно удивлен откровенностью Прометея:
Elender! Deinen Göttern das,
Den Unendlichen?
Несчастный, это про богов,
Бессмертных?!
Прометей показан гордым, независимым, он не желает служить богам Олимпа:
Anerkennst du seine Macht?
Ich auch! –
Und geh, ich diene nicht Vasallen!
Судьбы признал ты власть?
Я – тоже!
Иди! Я не служу подвластным!
Ihr Burggraf sein
Und ihren Himmel schützen? –
Быть их слугой
Их небо охранять?
Nicht einen Fußtritt
Für den obersten der Götter mehr!
И не ступлю ни шагу
Для богов!
Герой не принимает безмятежную жизнь без борьбы, без горестей и печалей. Жизнь, как сплошной праздник – это не настоящая жизнь. Образ древнегреческого титана – это призыв к адекватному восприятию реальной жизни со всеми её противоречиями.
В «Прометее» находят отражение философские взгляды Гёте. Образ мифического титана он рассматривает как символ творческого духа человека. Прежде всего, Прометей – гений, творец, а именно в творческом начале проявляется высшая ценность человека:
Hier meine Welt, mein All!
Hier fühl ich mich;
Hier alle meine Wünsche
In körperlichen Gestalten.
Вот весь мой мир, вот – всё!
Я воплотил
Все сокровенные желания
В телесных образах.
Одно из созданий Прометея – Пандора. Согласно мифам, она была создана из глины и наделена от Богов всеми необходимыми качествами:
Und du, Pandora,
Heiliges Gefäß der Gaben alle,
Die ergötzlich sind
Unter dem weiten Himmel.
А ты, Пандора,
Сосуд священный всех даров,
Несущих радость
Под ширью небосвода.
Прометей создает себе подобных, которых в дальнейшем оживляет Минерва, и учит их быть независимыми от богов, решать трудности, не обращаясь за их помощью. На этих образах показано возвышение человека, его способность построить жизнь без помощи свыше. Прометей отрицает всемогущество богов. Над ними, как и над простыми смертными, стоят еще более высшие силы – время и извечные судьбы:
Hat nicht mich zum Manne geschmiedet
Die allmächtige Zeit
Und das ewige Schicksal,
Meine Herren und deine?
Из меня, кто выковал мужа?
Время, властное всем,
Да извечные судьбы —
Я и ты — в их власти…
Мифы античности обладают столь притягательной силой, что глубоко проникли в мысли и представления современного человека. Их сюжеты остаются актуальными и в настоящее время, а образы героев привлекают внимание и заставляют задуматься. Каждый герой может быть рассмотрен как символ. Так, в образе Зевса – небесного владыки – можно представить владык земных, т.е. правителей, а Прометей – собирательный образ людей, не готовых мириться с их властью.
Гёте обращается к сюжету мифа о Прометее, чтобы вселить в сердца людей уверенность. Греческая мифология создала в лице Прометея образ могучего и мудрого человека, этический и эстетический идеал героя, совершающего подвиги во имя справедливости – героя, не уступающего богам. В настоящей жизни постоянно происходит смена правителей, некоторые из них прибегают к тоталитарным методам воздействия. В этом и состоит главное значение использования данного мифологического сюжета, чтобы донести до людей мысль о том, что, находясь под подчинением правителей, важно сохранить своё достоинство, не потерять творческий дух, оставаться независимым и принимать жизнь со всеми трудностями.
Использование Гете в драме «Прометей» античных мифологических сюжетов не только помогает раскрыть основные идеи произведения, но и ставит повествование вне времени, делает его актуальным в различные эпохи.
Список литературы:
- Иоганн Вольфганг Гете. Собрание сочинений в десяти томах. Том 5 (сборник). Пер. с нем. Под общ. ред. А. Аникста и Н. Вильмонта. – М.: Художественная литература,1977. – 622 с.
- Интерпретация мифа как поэзии и «прекрасной видимости». – Режим доступа: https://culture.wikireading.ru/60320
- Кун И.А. Легенды и мифы древней Греции. М.,1954. – 445 с.
4.Лосев А.Ф. Античная культура и современная наука. М.,1985. – 344 с.
- Johann Wolfgang Goethe. Prometheus. Public Domain. – 10 с.