ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ПОКУПКЕ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

20 мая 7:36

По оценкам экспертов агентства BusinesStat, объем продаж рыбы и морепродуктов на российском рынке в 2018г. составил 3,36 млн. т. В течение последних пяти лет показатель демонстрировал разнонаправленную динамику, сокращаясь в 2015г. и 2018г. и увеличиваясь в 2016-2017гг. [1]. На рисунке 1 представлены данные о продаже рыбы и морепродуктов в России в период с 2014 по 2018 год.

Рисунок 1 – Продажа рыбы и морепродуктов в России в 2014-2018гг. [1]

 

Наиболее заметное негативное влияние на рынок оказало эмбарго на ввоз рыбы и морепродуктов из стран ЕС, поскольку балтийские государства ранее являлись традиционными партнерами России по поставкам импортной продукции. После введения запрета в страну более активно стала импортироваться продукция из Китая, Вьетнама, Фарерских островов, Таиланда, Чили, Беларуси, что частично смогло компенсировать сокращение поставок после введения эмбарго. Однако основную долю продаж рыбы и морепродуктов в России составляет отечественная продукция.

Прирост производства рыбной продукции, который за период с 2014г. по 2018г. составил 16,8%, стимулируется рекордными показателями улова последних лет. При этом внутренний рынок не является единственным каналом сбыта выловленной рыбы и морепродуктов. На текущий момент Россия является одним из мировых лидеров по объемам экспорта рыбного сырья и морепродуктов, доля экспорта в общем объеме производства в натуральном выражении за последние пять лет составляла до 45%.

Эксперты ожидают, что в 2019г. продажи рыбы и морепродуктов в России снизятся еще на 3,9%. Этому будут способствовать рост цен, вызванный во многом увеличением ставки НДС и прочих отчислений, увеличение объемов потребления населением более дешевых мясных продуктов и других продуктов-заменителей. В 2021-2023гг. продажи будут расти умеренными темпами 0,2-2,0% в год и в 2023г. достигнут 3,38 млн. т. [1].

Только благодаря изучению предпочтений потребителей возможен конечный успех в конкурентоспособности и прибыльности предприятия. При обладать информацией, какую продукцию потребитель ждет от предприятия, какие существуют непосредственные конкуренты на рынке. С этой целью было проведено маркетинговое исследование по выявлению предпочтений потребителей рыбной продукции [2]. Методология исследования представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Методология исследования

Метод исследования

Анкетирование

Цель

Описать портрет потребителя, его вкусовые предпочтения и выявить некоторые характеристики поведения при покупке рыбы и рыбной продукции

Период исследования

Ноябрь-декабрь 2019г.

Численность выборочного наблюдения

400 человек

Задачи исследования

1. Выявление сегментов покупателей рыбной продукции.

2. Выявление предпочтений покупателей.

3. Изучение некоторых аспектов покупательского поведения, в частности, предпочитаемых мест совершения покупки.

4. Сбор сведений о конкурентной среде рыбной отрасли.

Место проведения анкетирования

ТЦ МЕГА Дыбенко

Адрес: Мурманское шоссе, 12 км, стр.1А, Санкт-Петербург, Ленинградская обл., 193315

Торговый центр «МЕГА ДЫБЕНКО», был выбран в качестве независимой территории с целью повышения репрезентативности результатов анкетирования. Следует обратить внимание, что категория жителей, совсем не употребляющих рыбу в пищу, не учитывалась и не принимала участие в опросе. Полученные в ходе исследования данные были обработаны и систематизированы.

На рисунке 2 представлены результаты ответов респондентов на вопросы анкеты о предпочитаемых видах рыбы/рыбной продукции и месте приобретения.

Рисунок 2 – Ответы респондентов на вопросы анкеты (% опрошенных)

 

График демонстрирует, что 69,4% опрошенных приобретают рыбную продукцию в супермаркетах, особенно часто упоминались такие как «ЛЕНТА», «О’КЕЙ» и «Перекресток». Под разделом другое респонденты указывали, что рыбную продукцию приобретают у рыбаков или ловят самостоятельно. На рынке или в специализированном магазине приобретают рыбу только по 3% от опрошенных. Чаще всего предпочитают покупать свежую и охлажденную рыбу, 61,1% опрашиваемых в первую очередь упоминали именно этот вид рыбной продукции. Следующий по популярности ответ (52,8% опрашиваемых) – это копченая рыба. Интересный факт заключается в том, что лица женского пола чаще всего упоминали охлажденную и замороженную рыбу, которую используют в готовке, а мужчины наоборот, предпочитают в первую очередь копченую, соленую и вяленую рыбу. Но, тем не менее, это наблюдение не стоит считать непреложным правилом.

Респондентам было предложено определить ключевые факторы, способствующие приобретению рыбной продукции. В первую очередь рыбу покупают для разнообразия рациона (36,1% от общего числа опрашиваемых). На втором месте – полезность (33,3%), вкусовые предпочтения (30,6%). Стоит отметить, что женщины чаще упоминали основным мотивом при покупке рыбной продукции полезность.

Факторами, ограничивающими от покупки рыбной продукции, являются следующие: стоимость – 41,7% опрошенных; отсутствие или недостаточный ассортимент – 22,2%. Запах или внешний вид продукта является сильной помехой для приобретения рыбной продукции, так ответили 63,9% опрашиваемых.

Далее было определена степень узнаваемости брендов производителей рыбной продукции г. Санкт-Петербург. Данные представлены на рисунке 3.

Бренд, который упоминался респондентами чаще всего (83,3% от опрашиваемых), это компания «Балтийский берег». Также часто упоминался «Рыбоперерабатывающий комбинат № 1» (25% от опрашиваемых приобретает продукцию данного производителя). Однако внимание на бренд обращают внимание только 11,1% от общего числа участников исследования, некоторые дополнительно указали, что отдают предпочтение исключительно российским производителям.

Рисунок 3 – Узнаваемость брендов производителей рыбной продукции Санкт-Петербурга (% опрошенных)

 

Естественным образом, в первую очередь при покупке рыбы, потребители обращают внимание на качество продукции (80,6% опрашиваемых), критерий «стоимость» является значимым для четверти респондентов.

В ходе исследования было выявлено, что около 75 % респондентов употребляют рыбу и рыбную продукцию регулярно, примерно 2-4 раза в неделю. Только у десяти опрошенных, рыба является блюдом ежедневного рациона.

Для выявления наиболее эффективного маркетингового метода, внедрение которого могло бы повлиять на решение респондентов при покупке рыбы и рыбной продукции, был задан вопрос «Какие маркетинговые мероприятия могли бы Вас заинтересовать и стать решающими при покупке рыбы/рыбной продукции?». Результаты ответов представлены в процентном соотношении на рисунке 4.

Акции со снижением цен заинтересовали бы большинство опрашиваемых (почти 42% респондентов); дегустации и сэмплинг и специальные предложения и система скидок (30% и 28% соответственно).

Рисунок 4 – Заинтересованность респондентов в определенных видах маркетинговых мероприятий

 

При указывании возможности доставки на дом респонденты дополнительно указывали, что были бы заинтересованы в приобретении продукции, полностью готовой к употреблению, под чем предполагались блюда из рыбы, например, уха, запеченная рыба и т.д.

В исследовании приняло участие 214 женщин, большинство в возрасте от 26 до 50 лет, которые ежемесячно тратят на приобретение рыбы и рыбной продукции сумму до 3000 руб.

Исходя из результатов проведенного анкетирования, потребителей рыбы и рыбной продукции можно разделить на два крупных кластера, один из которых включает в себя покупателей, которые предпочитают копченую, вяленую и соленую рыбу, а другой – замороженную, свежую и охлажденную рыбу, консервы и пресервы. Проведенный анализ полезен в ситуациях, когда предприятие рассматривает расширение ассортимента и оно заинтересовано в его дальнейшей востребованности среди целевой аудитории, которой уже обладает. Иными словами, непродуктивно выпускать товар, которым конкретный потребитель не заинтересуется, или же будет рассчитывать приобрести в другом месте.

В качестве рекомендаций компаниям, которые планируют в перспективе дифференцировать свою деятельность, на начальных этапах стоит уделить внимание именно расширению ассортимента внутри категорий, которые реализуются в настоящее время (разные виды рыбы, методы обработки, добавки и вкусовое разнообразие).

Если прибыль будет превышать издержки и посторонние факторы не будут оказывать негативного воздействия, будет возможно охватить сразу несколько кластеров, следовательно, расширить целевую аудиторию, тем самым повысить эффективность функционирования компании и ее узнаваемость в глазах потребителей.

Литература

  1. Неуструева А.С., Петренко Ю.В. Практическое применение математического аппарата для выявления перспективного потребительского сегмента // Научный электронный журнал меридиан. – 2019. – № 12 (30) – С. 84-86 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41489708
  2. Анализ рынка рыбы и морепродуктов в России в 2014-2018 гг, прогноз на 2019-2023 гг // [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/11206/

References

  1. Neustrueva A.S., Petrenko Ju.V. Prakticheskoe primenenie matematicheskogo apparata dlja vyjavlenija perspektivnogo potrebitel’skogo segmenta // Nauchnyj jelektronnyj zhurnal meridian. – 2019. – № 12 (30) – S. 84-86 [Jelektron. resurs]. – Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=41489708
  2. Analiz rynka ryby i moreproduktov v Rossii v 2014-2018 gg, prognoz na 2019-2023 gg // [Jelektron. resurs]. – Rezhim dostupa: https://marketing.rbc.ru/articles/11206/