РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ВЕБ-СЕРВИСОМ КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

21 мая 4:17

В современном мире тенденция развития сфер культурно-развлекательных услуг и общественного питания набирает обороты с каждым годом. Один из наиболее существенных факторов роста популярности этих сфер – увеличение свободного времени и повышение дохода у населения.

В начале ХХ в. в индустриально развитых странах после принятия изменений в трудовом распорядке дня рабочих увеличилась продолжительность свободного времени за счет сокращения периода занятости, стал нормироваться рабочий день – у работника появилось фиксированное свободное время в конце трудового дня и недели, а также стал предоставляться ежегодный отпуск.

Что касается России, здесь также повышается количество свободного времени трудового населения и изменяются способы препровождения времени после рабочего дня. Такая тенденция положительно сказывается на развитии рынка развлекательных услуг и услуг общественного питания, поскольку удовлетворение потребности в активном или расслабляющем проведении досуга возможно благодаря соответствующему развитию предложений на данном рынке услуг.

Нельзя не обратить внимание на тот фактор, что развлечения всегда были и будут востребованы в любую эпоху и для любых возрастных категорий, так как необходимость в отдыхе и расслаблении обусловлена физиологическими и психологическими особенностями человеческого организма. По мере развития общества изменению подвергаются как количество свободного времени, так и способы организации, содержание досуга.

Сфера культурно-развлекательных услуг представляет собой широкий спектр разнообразных развлечений. К индустрии развлечений кроме концертных залов и кинотеатров относятся парки, аттракционы, ночные клубы, аквапарки и пр. С развлечениями могут быть связаны и некоторые предприятия культуры (библиотеки, музеи, выставки). В свою очередь сфера общественного питания так же представляет значительное количество разнообразных мест для проведения времени: рестораны с кухнями разных времен и народов, кафе различных тематик и направлений, площадки фастфуда и пр.

При наличии такого многочисленного количества предложений посетитель может столкнуться с трудной задачей выбора очередного заведения или мероприятия, которое он желает посетить. При определении места для комфортного и интересного препровождения времени человек обращает внимание на различные факторы, присущие тематике заведения, и своим собственным предпочтениям (формат заведения, вид кухни, средний чек, средняя посещаемость, развлекательная программа), которые смогут обеспечить ему желаемый отдых. Для того чтобы определиться с выбором, приходится изучать немалое количество различных интернет ресурсов, которые предоставляют информацию о заведениях общественного питания или развлечений, и искать подходящее.

Возможна непростая ситуация, когда один человек при посещении определенного ресторана или кафе ожидает, что там будет спокойная, безмятежная обстановка и малое количество посетителей, а другой, в свою очередь, находится в поисках заведения с громкой музыкой и шумной компанией.  Для того чтобы определиться с конкретным выбором, оба изучают предлагаемые на различных веб-сайтах варианты заведений для посещения, ознакомляются со всей необходимой информацией, изучают среднее количество посетителей в данный день недели и время, но по приезду перед ними предстает неожиданная картина, что в ресторане в данный момент полная посадка и нет свободных мест, а в танцевальном баре еще никого нет. Подобная ситуация может произойти с любым местом культурно-массового развлечения и общественного питания. Следующая проблема, которая может возникнуть перед посетителем сферы общественного питания – бронирование стола. Практически каждое заведение предоставляет услугу бронирования столика при помощи звонка своему оператору, но часто бывает, что, когда посетитель совершает звонок, линия занята, либо ему никто не отвечает.   

На основании данных примеров сформировалась потребность в оказании услуги для решения данных проблем. Для удобного и быстрого предоставления услуги, её необходимо реализовать при помощи создания интернет сервиса, перед которым ставятся следующие задачи: в реальном времени демонстрировать загруженность разных заведений, отображать афишу, позволять осуществлять бронь столов и билетов.

В настоящее время существуют различного рода веб-сайты и мобильные приложения, которые узкоспециализированы на определённой задаче. Ниже описаны действующие интернет ресурсы и мобильные приложения.

Существует большое количество веб-сайтов, которые позволяют смотреть онлайн трансляцию с веб-камер из разных стран. Как правило, на сайтах все веб-камеры разбиты на различные категории, позволяющие обеспечить быстрый поиск интересующего места и тематики. Так при просмотре главной страницы, одного из популярного сайта Geocam.ru, можно увидеть большое спектр категорий, среди которых есть бары и рестораны, аквариумы, бассейны, бухты и так далее.

Так же существуют сервисы, которые ведут онлайн трансляция из ночных клубов из разных стран мира. Посетив данный веб-сайт, пользователь сможет определить тематику вечеринки, количество посетителей и направление музыки в реальном времени в интересующем его месте.

Проанализировав данное направление, сделан вывод, что имеющиеся сервисы с онлайн трансляциями происходящего в заведениях не позволяют решить поставленные задачи, так как они ведут трансляцию только из популярных мест в разных странах, а не конкретизируются на определенных городах, захватывая максимально весь перечень заведений, которые интересуют потребителя данной услуги.

Изучая онлайн сервисы по бронированию столов было обнаружено всего несколько предложений. Исследовав каждый вариант был определен наиболее популярный, удобный и функциональный сервис Gettable. На веб-сайте пользователь выбирает город, в котором сейчас находится, после чего отображается перечень заведений, в которых разрешено совершить онлайн бронь стола.

Когда пользователь бронирует стол при помощи веб-сайта или звонка оператору заведения, он не видит расстановку столов по территории заведения, вследствие чего выбор конкретного стола остается за работником заведения, что в конечно итоге может вызвать недопонимание между посетителем и работником, когда последний выбрал не тот стол, который его просили. Для предотвращения данной проблемы необходимо при бронировании стола в онлайн сервисе схематично отображать расстановку столов в заведении для того, чтобы пользователь смог выбрать конкретный стол, который ему необходим.

Проведя анализ данного сегмента интернет ресурсов, веб-сайтов, мобильных приложений можно сделать вывод, что на данный момент не существует сервиса, который сможет выполнить комплексный подход к решению проблем, выявленных в данной статье.

Для удобного и быстрого поиска, интересующего места для проведения свободного времени необходимо разработать веб-сайт, где перед пользователем на главной странице целесообразно расположить два раздела с основными категориями «рестораны и развлечения» и «культурно-массовые мероприятия». Данные разделы в свою очередь разделяются на подразделы, соответствующие своим тематикам. Так, категория «рестораны и развлечения» содержит перечень ресторанов, кафе, танцевальных баров, ночных клубов, а категория «культурно-массовые мероприятия» – перечень концертов, парадов, различного рода праздничных представлений. 

Каждое заведение (мероприятие) имеет свою личную страницу, на которой отображается его краткое описание, информация о предстоящих тематических вечерах, выступлениях, акциях, контактные номера и загруженность посетителями в реальном времени. Управление страницей осуществляется при помощи личного кабинета, к которому имеет доступ работник заведения, с закрепленными за ним обязанностями.

Основную задачу демонстрации загруженности заведения, возможно реализовать двумя способами: первый способ – при помощи видеотрансляции с камер видеонаблюдения, второй – отображением интерактивной схемы свободных и занятых столов. Выбор варианта зависит от тематики заведения и пожелания управляющего.

Для заведений, схожих с тематикой танцевального бара, уместнее использовать видеокамеры для трансляции происходящего в реальном времени, так как у пользователя сервиса появляется возможность услышать и увидеть происходящее в зале и на танцполе. Практически любое современное заведение устанавливает камеры видеонаблюдения по всей своей территории за наблюдением качества работы, благодаря этому возможно их использование для трансляции видеопотока в разрабатываемый сервис без дополнительных финансовых потерь со стороны заведения.

Второй способ – интерактивная схема расположения столов на личной странице заведения, которая будет демонстрировать его загруженность при помощи простой схемы. Данный способ позволит информировать пользователя сервиса, не нарушая личного пространства посетителей заведения. Пример представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Интерактивная схема расположения и занятости столов при бронировании

На схеме зеленым цветом указаны свободные столы, красным – занятые и серым – забронированные. Более того наличие подобных интерактивных схем позволит одновременно решить задачу с онлайн бронированием, так как пользователь сможет наглядно определить расположения стола и сделать правильный для себя выбор.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что предлагаемый сервис включает в себя полный спектр функциональных возможностей, который позволит решить все задачи, выявленные в ходе проведения анализа и оценки рынка развлекательных услуг и существующих интернет сервисов, специализированных на данной тематике.

 

Список литературы

  1. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России: статья // Вестник МГУКИ. 2016. № 3 (71). с. 122-126.
  2. Вопросы классификации в индустрии развлечений. 2017. URL: https://www.cfin.ru/press/practical/2008-09/04.shtml (дата обращения 15.11.2019).
  3. Geocam – онлайн камеры мира. URL: www.geocam.ru (дата обращения 05.11.2019).
  4. Gettable – cлужба для бронирования столиков. URL: https://sam.gettable.ru/ (дата обращения 05.11.2019).
  5. Пьюривал С. Основы разработки веб-приложений. / С. Пьюривал. – СПб.: Питер, 2015 – 270 с.