ПРАВА РЕБЕНКА И ИХ ЗАЩИТА

29 сентября 1:22

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его правового статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере детства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения [1]. Используемые Конституцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Российской Федерации [2].

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка [3].

В 2018 году в возрасте от 0 до 4 лет умерло 95 детей (2017 г. — 92 ребенка, 2016 г. — 149 детей), показатель составил 1,2 на 1000 детского населения (2017 г. по данным ТО ФСГС — 1,1), из 95 детей 74,7% занимает младенческая смертность. В структуре причин детской смертности от 0 до 4 лет: первое место занимают перинатальные причины, которые составили 34,7% (33 ребенка); на втором врожденные пороки развития — 17,9% (17 детей); на третьем внешние причины (травмы и отравления) — 15,8% (15 чел.); на четвертом месте заболевания органов дыхания — 6,3% (6 детей); на пятом месте новообразования — 5,3% (5 чел.); далее инфекционные болезни — 4,2% (4 ребенка) и болезни эндокринной системы — 4,2% (4 ребенка).

В 2018 году в возрасте от 0 до 17 лет умерло 171 ребенок (2017 г. — 160, 2016 г — 207), показатель составил 6,5 на 10 000 детей соответствующего возраста (2017 г. по данным ТО ФСГС — 6,1), из них до 42,1% занимает младенческая смертность. В возрасте с 1 года до 17 лет показатель составил 3,8 на 10 000 детей соответствующего возраста. В ранговой структуре причин смерти детей от 0 до 17 лет: первое место занимают внешние причины (травмы и отравления), которые составили 40,4% (69 чел.); на втором перинатальные причины 19,9% (34 чел.); на третьем врожденные пороки развития 10,5% (18 чел.); на четвертом месте болезни нервной системы — 7,0% (12 чел.); на пятом месте болезни органов дыхания — 5,3% (9 чел.) и новообразования — 3,5% (6 чел.). В структуре внешних причин смертности 27,5% занимают суициды (19 детей), показатель вырос на 6,7% в сравнении с предыдущим годом (2017 г — 20,8% — 11 детей).

Смертность детей 15-17 лет на 10 000 детей соответствующего возраста составила 10,3%.0 (38 подростков). В структуре причин смерти детей данной возрастной группы за 2018 г. 84,2% (32 чел.) составляют несчастные случаи (травмы и отравления) и по 2,6% (по 1 случаю) инфекционные заболевания, болезни нервной системы, органов кровообращения, органов дыхания и пищеварения, а также симптомы, не классифицированные в других рубриках. Среди несчастных случаев суициды составили 44,7% (17 подростков).

Необходимо не только улучшение положения детей, проживающих в неблагополучных семьях, но и принятие определенных мер юридического характера, способствующих должному исполнению родителями своих обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. Статистические данные свидетельствуют о том, что на территории Российской Федерации количество лиц, привлеченных к административной ответственности по данной статье, фактически не уменьшается. Поскольку практически все факты ненадлежащего исполнения родителями или иными законными представителями своих обязанностей по отношению к детям связаны со злоупотреблением спиртными напитками, нежеланием работать, низкими моральными качествами, предусмотренные КоАП РФ санкции в виде предупреждения и штрафа от 100 до 500 руб. часто оказываются малоэффективными. Лицам, привлекающимся к административной ответственности, комиссиями выносятся предупреждения или налагаются минимальные штрафы.

Применяемые санкции в большинстве случаев не выполняют ни превентивной, ни карательной роли, что свидетельствует о слабой результативности данной меры ответственности, родители как вели аморальный образ жизни, так и продолжают вести [4].

Казалось бы, на поверхности лежит вопрос о внесении изменений в ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ в целях увеличения штрафных санкций. К тому же данная санкция была установлена еще при принятии КоАП РФ в 2001 г. и не соответствуют степени опасности совершаемых в настоящее время в отношении детей противоправных деяний. Та мера ответственности, которая предусмотрена ч. 1 ст. 5.35. КоАП РФ, не имеет серьезного предупредительного значения по защите детей от нерадивых родителей, недобросовестных должностных лиц учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Нельзя не отметить, что за неисполнение родителями или иными законными представителями своих обязанностей наложенные комиссиями штрафы в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 5.35. КоАП РФ зачастую не взыскиваются. Это объясняется, во-первых, тяжелым материальным положением нарушителей, которые часто не имеют постоянного места работы и стабильного источника доходов, а во-вторых, низкой требовательностью судебных приставов. Родители, привлекаемые к административной ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей, в большинстве случаев злоупотребляют спиртными напитками либо употребляют наркотические средства или токсические вещества и имеют единственный источник доходов — детское пособие либо случайные заработки.

Необходимо согласиться с мнением Л.Ю. Михеевой, которая отмечает, что федеральное законодательство об административных правонарушениях нуждается в совершенствовании. Полагаем, что санкция ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ в текущей редакции требует ужесточения.

Многие исследователи и практики предлагают увеличить размер административного штрафа, налагаемого на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних. В частности, Г.Ф. Хаметдинова предлагает «в случае повторности административного правонарушения ужесточить санкцию части 1 статьи 5.35 Кодекса аналогично части 2 этой же статьи, а именно увеличить размер административного штрафа и в качестве альтернативного наказания предусмотреть административный арест сроком до пяти суток». Аналогичные предложения высказывают Е.В. Аристов и Г.Г. Фахрутдинова. По их мнению, в случае повторного в течение года привлечения по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ необходимо применять к нарушителям более строгое наказание в виде увеличения штрафа или административного ареста как альтернативного наказания [5].

Однако, считаем, что увеличение штрафных санкций за административное правонарушение по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ в первую очередь отрицательно скажется на материальном положении семьи (в том числе детей), следовательно, не может стать эффективной мерой пресечения подобного рода правонарушений. Более того, предложенная мера административного наказания в виде административного ареста сроком до пяти суток отрицательно отразится на несовершеннолетних детях, которые на указанный срок нахождения родителей или иных законных представителей под административным арестом останутся не только без их попечения и содержания, но и без должного контроля и надзора. Необходимо искать новые действенные механизмы и способы защиты прав ребенка.

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, 25 декабря.
  2. Статья по правам ребенка // https://minjust.ru/ru/press/news/statya-po-pravam-rebenka.
  3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3802.
  4. Статья 5.35 КоАП РФ. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних // http://koapkodeksrf.ru/rzd-2/gl-5/st-5-35-koap-rf.
  5. Права несовершеннолетних, обязанности родителей, ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей // https://smedvedkovo.mos.ru/direction-of-activity/the-prosecutor-explains/detail/7546782.html.