«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ», КАК ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

16 декабря 4:53

В «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» определена основополагающая задача нашего государства в сфере воспитания детей – это «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [3]. Стратегические приоритеты России определены в возрождении исконно российских идеалов, духовности и достойного отношения к исторической памяти. Таким образом, современное воспитание детей и молодежи должно иметь фундаментом духовные и нравственные ценности, которые формировались в процессе культурного развития России, такие как: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, милосердие, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

«Современные дети ориентированы на свои желания больше чем того хотелось бы. Более того, то, что у подрастающего поколения еще 100 лет назад было основанием для будущей жизни, сегодня воспринимается как качества желательные, но не обязательные (послушание, почитание старших) или просто модное (здоровый образ жизни) или даже устаревшее и утратившее свою актуальность (целомудрие)» [2]. В организациях общего и дополнительного образования уже не одно десятилетие реализуются различные учебные курсы и программы, ориентированные на развитие духовных и нравственных основ личности ребенка. На территории ХМАО-Югры с 2017 года утвержден план  мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях округа. Таким образом, данная программа является в Югре основополагающей для организаций общего образования всех уровней. Учебный курс «Истоки» (авторы программы А.В. Камкин и И.А. Кузьмин) программы «Социокультурные истоки» ориентирован на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве: развитие духовно-нравственных основ образования; интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей Отечественной культуры; формирование гражданской ответственности и осознание всеми участниками образовательного процесса духовного смысла служения Отечеству; приобщение в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума. В «Социокультурных истоках» осуществляется преемственность от дошкольного до среднего (полного) общего образования. Учебный курс «Истоки» предполагает, что на занятиях должно происходить постепенное приобщение детей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее. Так, например, уже с детского сада происходит «принятие и осмысление» значения нравственных понятий духовность, семья, вера, мир и др.. Для каждого возраста дошкольного детства разработаны тетради для развития:

  • Доброе слово, Добрая книга, Добрый мир (3-4 года)
  • Дружная семья, В добрый путь, Добрая забота, Благодарное слово (4-5 лет)
  • Верность родной земле, Радость послушания Светлая надежда, Добрые друзья, Мудрое слово (5-6 лет)
  • Сказочное слово, Напутственное слово, Светлый образ, Мастера и рукодельницы, Семейные традиции (6-7 лет).

Работа с данным методическим инструментарием ведется во всех дошкольных образовательных учреждениях ХМАО-Югры уже не один год. Вместе с тем, учреждения дополнительного образования детей еще только приступают к планированию данной работы, а для школ-интернатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это инновация в образовании. Так, например, КОУ «Излучинская школа-интернат», обучающая слабослышащих и позднооглохших, глухих,  кохлеарноимплантированных и слепых детей ведет инновационную деятельность в рамках ресурсного центра «Русский жестовый язык», в процессе апробации проекта Примерной Адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха. Вместе с тем, остаются не в полной мере реализованными проекты, направленные на духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Есть основания предполагать, что такую работу необходимо начинать уже с дошкольного возраста, так как дошкольное детство – это сензитивный период для приобщения и принятия социокультурного опыта.

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено Л.С. Выготским, который внес значительный вклад в  психологию, психолингвистику, дефектологию. Л.С. Выготский выделял сензитивные периоды, которые находят свое отражение в программе «Социокультурные истоки» для детей дошкольного возраста:

·        1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к восприятию народного фольклора (потешек, сказок и пр.);

·        3—4 года. Развиваются осознанная речь. С этого возраста разумно приобщать ребенка к таким социокультурным категориям как: доброта, слово, книга, мир;

·        4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии сенсорных эталонов, происходит интенсивное социальное развитие. Логично в этот период приобщать ребенка к категориям: дружба, семья, забота;

·        5—6 лет. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков, потому дети осваивают без труда категории: родная земля, радость послушания, мудрое слово и пр.;

·        6—7 лет. В этот период умственные способности достигают пика дошкольного детства. Он также имеет большое значение для осмысления социокультурных категорий: слово (сказочное, напутственное, мудрое), образ, традиции.

Исходя из выше изложенного, становится очевидным, что есть необходимость решить ряд исследовательских задач:

  • Выявить основные теоретико-методологические подходы к исследованию процесса формирование духовных ценностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
  • Определить специфику процесса формирование духовных ценностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования;
  • Адаптировать на основе экспериментального исследования программу «Социокультурные истоки» для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
  • Сформулировать рекомендации для педагогов по формированию духовных ценностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Теоретическим фундаментом будущего исследования станет положение Л.С. Выготского о том, что «ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные свверстники, но иначе развитой» [1].

 

Литература:

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. / собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. — т. 5. — 369 с.
  2. Спамбетов Н., Истомина И. П.  Духовность и нравственность: деформированные или потерянные ценности в современной семье? // Православие. Наука. Образование. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та. 2016 — №1 (1) — С. 39-51.
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р) // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43281.html