Вежливость одна из главных приятностей характера. Понятие «вежливость» — это искусство использования внешних знаков для выражения нашего внутреннего уважения к тому или иному человеку.
Словарь С.И. Ожегова толкует, таким образом: «вежливость, как соблюдение правил приличия и учтивости». (сл. Ожегов, 1994;60)
Е.А. Земская, отмечает, что: «Среди факторов, определяющих правила функционирования языка, значительную роль играет понятие вежливости… Настало время рассматривать понятое вежливости как специфическую категорию коммуникативно-прагматического характера, регулирующего речевое поведение человека» (Земская, 1994:130).
Ю.Д. Апресян подчеркивает, что: «Особенности прагматической информации – периферийность средств её выражения, её растворенность сразу в нескольких единицах языка и её сплетенность с семантической информацией и создают значительные теоретические и технические трудности при её выявлении, изучении и описании» (Апресян, 1995:144).
Наиболее, глобальное определение категории вежливости, дает Н.И. Формановская. Её объяснение данной понятии заключается в следующем: «Вежливость как социально-культурный компонент общения, отражаемый в языке/речи предстает как:
- Этическая категория – моральное качество человека:
а) соблюдающего внешние формы общения (чем официальнее отношения между людьми, чем менее знакомые, тем более потребна форма)
б) проявляющего личное и доброжелательное отношение – проявляющего искренность и надевающую маску.
- Прагмалингвистическая категория:
а) экстралингвистические принципы, постулаты вежливости;
б) функционально-семантическое поле языковых/речевых единиц.
- Из 1 и 2 вытекает: вежливость — это действенный механизм диалоговых взаимодействий.
План вежливости в общении может полностью удовлетворить социальные потребности. По этому поводу, Э. Бенвенист, пишет: «Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий, и чтобы эти правила играли роль законов общежития; цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели» (Бенвенист, 1974:389)
Вежливость является признаком морали. Мораль включает в себя «глубокую и твердую веру в человеческое достоинство, она основана на внутреннем диалоге, то есть на том, как люди судят себя.
В. Вундт (1888) подчеркивает: «… Сохранять себя для общих, а не для личных только целей, доставлять себе удовлетворение путем достижения общих, а не личных только целей нашей деятельности и упражнять, и усовершенствовать свои способности для того, чтобы они служили не личным, а общим целям – это есть всеобщее правило, по которому мы направляем наше нравственное суждение индивидуальных целей нашей воли». Это объясняется тем, что, сочувствуя доброму поступку, мы переносим в душу человека, совершившего добрые дела, и мы чувствуем радость и удовлетворение, которые должен испытывать хороший человек с нравственным поведением. Но, человек может быть грубым, а быть грубым – значит забывать собственное достоинство. Вежливость заключается в достоинстве человека. Она выражает уважение к человеку и чувство собственного достоинства. Говоря о вежливости, мы думаем о духовном богатстве человека и запасе человеческой души. Также цель вежливости является снятие агрессии, избежание конфликта, сохранение хорошего отношения в общении.
Особенность категории вежливости в том, что она имеет прагматическую природу. И на фундаменте функции общения здесь взаимодействует фатическая (контактоустанавливающая), конативная (ориентации на адресата), регулятивная, эмотивная функция с подфункциями.
Также вежливость в языке реализуется эксплицитно и имплицитно. Эксплицитная, или конвенциональная вежливость реализуется, при помощи речевых стереотипов, употребляемых в ситуациях коммуникативного этикета. В то же время, выражение имплицитной, или индивидуальной вежливости связано с реализацией позитивных и негативных вежливых коммуникационных стратегий. А ещё вежливость имеет два направления: а) обращение к реципиенту; б) важность словесного поведения, то есть конкретного социального поведения, поэтому, во-первых, если статус или роль адресата выше; во-вторых, если действие говорящего важно, то должно быть максимум вежливости.
Как отличают А.К. Байбурин, и А.Л. Топорков «одни и те же стандартные ситуации могут быть разыграны с разной степенью вежливости, присущей тому или иному народу. При этом в одних традициях вежливость выступает в гипертрофированной форме, а в других проявляется в меньшей степени» (Байбурин, Топорков, 1990:13)
Е.А. Земская выделяет, что существует ряд явлений, которые соответствуют правилам грамматики и лексики, но не правилам вежливости. Про анализируя факты нарушения вежливости с помощью языка. Она определяет два типа вежливости:
- Некоторые люди характеризуются непреднамеренностью, и отсутствием внимания. Говорящий не ставит цель оскорбить или обидеть собеседника, он просто незнаком с постулатами вежливости и плохо образован.
- Другие реализуют коммуникативные намерения говорящего упрекнуть, оскорбить, выразить недовольство и т.д. Проявление невежливости в этом случае является умышленным речевым действием говорящего. Согласно нашим наблюдениям, преднамеренные и непреднамеренные нарушения категории вежливости связаны с силой проявления невежливости.
Поэтому понятие невежливости можно объяснить двумя способами как невоспитанность и как грубость. Зачастую преднамеренное нарушение правил этикета считается более оскорбительным, чем его несознательное несоблюдение.
Существуют два подвида сознательной невежливости:
- В официальной ситуации по отношению к незнакомым. В этом случае говорящий обычно (но не всегда) пытается показать более высокий социальный статус, чтобы подтвердить свое превосходство и власть над адресатом.
- В неформальной обстановке по отношению к себе. Есть много причин этой невежливости. Это может быть личные мотивы, обычно они связаны с межличностными отношениями и их психологией, индивидуальными свойствами характера, а иногда и их социальным статусом.
Изучение категории вежливости дает много материалов для лингвистической прагматики, теории речевого поведения учит какие языковые единицы, в каких функциях и контекстах действуют как вежливые. Это важно не только для лингвистики, но и для психологии, социологии и философии.
Список литературы:
- Алешина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности. Л., 1990, с. 225.
- Апресян Ю.Д. Языковая аномалия и логическое противоречие. // Интегральное описание языка и системная лексикография. М., 1995, с.598-621.
- Апресян Ю.Д. Прагматическая информация для толкового словаря. // Интегральное описание языка и системная лексикография. М., 1995, с.135-154.
- Апресян Ю.Д. интегральное описание языка и толковый словарь. // 1986, №2, с.57-70.
- Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990, с.162.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика, М., 1974, с.447.
- Вундт В. Элементы психологии народов. Основные черты психической истории развития человечества. СПб, 1913, с.311.
- Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. СПб, 1888, с.250.
- Земская Е.А. категория вежливости в контексте речевых действий. // Логический анализ языка: Язык речевых действий. М., 1994, с.131-136.