ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

28 февраля 5:46

Личностно-ориентированное образование в системе современного образования нашей страны является одним из основных направлений. Такое образование направлено на личность, на ее развитие, на гармонию в процессе этого развития. Ярко прослеживается тенденция построения индивидуальной системы обучения. То есть системы обучения, разработанной специально для конкретного ребенка. Реализация такого обучения возможна при проектировании определенных образовательный направлений. Такие направления являются индивидуальными траекториями для каждого ребенка. При такой ситуации у нас больше возможности, чтобы выявить одаренных детей и в дальнейшем оказывать им тьюторскую поддержку. Появляется возможность сопровождать детей с выдающимися способностями в различных сферах деятельности. Иногда эти способности яркие, очевидные, а иногда требуют тонкой педагогической работы для их выявления и развития.

Педагогический работник как дидакт, воспитатель рассматривался в прошлом веке. В той традиционной системе образования педагог являлся не только носителем или передатчиком своего опыта, но и оценщиком, а иногда и контролером для своих воспитанников. Не редко педагогический работник выполнял роль старшего товарища, руководителя. Бывали случаи, когда педагогу приходилось быть даже надзирателем. Но в современном мире стремительно появляются новые должности в сфере системы образования. Эти изменения напрямую зависят от степени развития технологий не только в сфере образования, но и в культурной и социальной сферах жизнедеятельности. Появление новых технологий ставит перед обществом новые функциональные задачи, которые возможно решить только при современном подходе к решению. Таким образом, зарождаются и получают дальнейшее развитие новые должности в системе образования.

Возникает необходимость изменить и оптимизировать процесс образования для одаренных детей. Появляется потребность обновить, усовершенствовать содержание деятельности педагогических работников. Процесс, в котором одаренные дети могут обучаться и развиваться требует обновление ролей педагогов. Новые роли должны быть направлены на развитие гуманистических позиций в образовательной сфере. Процесс обновления затрагивает не только содержание деятельности, но и названия профессий. Так в нашем обществе появляются: эксперты и наставники, консультанты и инструкторы. А с недавних пор в некоторых образовательных учреждениях можно услышать «тьютор» и «тренер».

В настоящее время существует проблема индивидуального образования одаренных детей. Большой потенциал и практически безграничные возможности для решения описанной проблемы имеет идея тьюторского сопровождения.

Основное содержание тьюторского сопровождения позволило определить, что тьютор – это:

— человек, который создает условия для реализации индивидуального направления в образовании ребенка;

— наставник, который осуществляет помощь на постоянной основе;

— оказывает помощь в организации обучения;

— «это позиция педагога, позволяющего сопровождать, поддерживать процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ ребенка» (Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, П.Г. Щедровицкая) [3].

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать определение термина «тьютор». «Тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция педагоа, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ и сопровождает процесс индивидуального образования в системах дополнительного и непрерывного образования» [6]. Для современного педагога, осуществляющего тьютерскую деятельность, сформированы определенные требования. Такой педагог должен обладать не только высоким обще дидактическим уровнем подготовки, но и быть открытым к новым знаниям, расширению границ собственного опыта. В тьюторской деятельности необходимы организаторские и коммуникативные навыки. Для успешного тьютора характерен демократичный стиль в общении и целостное понимание сущности сотрудничества. Такой человек должен обладать не малым опытом в организации и проведении экспериментальных работ.

Деятельность тьютора при сопровождении своего воспитанника имеет различные формы. В процессе сопровождения конкретного ребенка тьютор чаще использует индивидуальные формы для организации дополнительного образования. В случаи возникновения у воспитанника проблем в коллективе или при групповых формах взаимодействия тьютор «берет на себя» работу по решению таких ситуаций.

Сегодня самой распространенной индивидуальной формой работы, применяемой тьютером становится консультация.

Тьюторское сопровождение в системе дополнительного образования предполагает, что максимум внимания будет уделяться поведению воспитанника. При этом необходимым условием является его активное включение в массовую, то есть в коллективную деятельность.

Формы коллективной деятельности очень схожи с формами воспитательной работы. При этом в коллективной деятельности принято выделять некоторые из форм: экскурсия, конкурс, праздник. Встреча с интересными людьми так же является одной из популярных форм коллективной деятельности. Каждое из перечисленных мероприятий имеет определенное педагогическое значение и содержание. Кроме того, все они имеет свою методику разработки, подготовки и проведения.

В тьюторстве наиболее естественным способом воплощаются стратегии ускорения и обогащения. Эти стратегии возможно применять с учетом индивидуальных особенностей воспитанника. Система тьюторства имеет ряд однозначных плюсов. Во-первых, недорогая форма работы. Во-вторых, легкий процесс реализации. Организовать тьюторскую деятельность можно в любых условиях. Перечисленные достоинства характеризуют процесс тьюторства при сопровождении одарённых детей как максимально рекомендованный.

Список литературы:

  1. Бендова, Л.В. Ролевая модель деятельности тьютора в системе ОДО [Текст] / Л.В. Бендова // Качество дистанционного образования (концепции, проблемы, решения): материалы международной научно-практической конференции. — М. : МГИУ, 2005. — С. 40-44. 
  2. Богоявленская, Д.Б., Шадриков, В.Д. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева и др. – М., 2003. 
  3. Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» [Текст] / Т. М. Ковалева. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. — 56 с. 
  4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) // «Консультант плюс»: официальный сайт. – Код доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116278;fld=134;from=90 920-5;rnd=0.05268523981794715
  5. Пикина А.Л. Организация тьюторского сопровождения одаренного ребенка в дополнительном образовании // Ярославский педагогический вестник. — 2012
  6. Сурнина Т.Ю. Компетентностная модель тьюторской деятельности как основа для совершенствования деятельности современного преподавателя / Т.Ю. Сурнина //Омский научный вестник. – 2008. — № 1 (63). – С.83-88.
  7. Шевцова, Т.В. Проблемы тьюторства в России [Текст] / Т.В. Шевцова // Преподаватель высшей школы: материалы II Всероссийской научно-практической Internet-конференции. – Тамбов: Издат. Дом Тамб. гос. ун-та имени Г.Р. Державина, 2010. – 328 с.