ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ

27 сентября 5:03

С 2016 года МБОУ АСШ №2 занимается вопросами экологического воспитания и образования. Несмотря на то, что рабочий поселок Ардатов имеет удовлетворительное экологическое состояние, проблемы загрязнения окружающей среды всегда беспокоили жителей. Это проблемы бытового и производственного мусора, загрязнение водоемов, угроза исчезновения редких видов растений и животных, уничтожение леса и многое другое.

Так, в 2016 г. на базе школы был создан экологический кружок «Юный исследователь». В 2017 году география кружка расширилась. Он перерос в летний экологический лагерь «Мы – экологи».

Здоровье человека зависит от состояния окружающей среды. Состояние окружающей среды зависит от всех сфер деятельности человека. От того, какой выпускник выйдет из школы, и будет определяться экологическая грамотность гражданина, его экологическая норма поведения, при которой возможно дальнейшее развитие человечества.

Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одним из истоков кризисной экологической ситуации [1]. У современного общества во многом преобладает потребительское отношение к природе. Экологические проблемы не воспринимаются как личностно значимые. Низкий уровень интереса к участию в работе по изучению и улучшению окружающей среды. Не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению окружающей среды [2].

Одним из приоритетных направлений деятельности школы является работа по экологическому образованию и воспитанию учащихся, цель которого – формирование ответственного отношения к окружающей среде.

С 2016 года учащиеся МБОУ АСШ №2 проводят экологическое обследование территории р.п. Ардатов, изучая почву, воду реки Леметь и атмосферный воздух.

Учащиеся 1-4-х классов проводят экологические исследования, изучая растения и животных родного края, сезонные явления в природе, наблюдения за муравейниками, лишайниками. Основные формы работы с детьми младшего возраста – это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, ролевые игры, написание сочинений, викторины, практические наблюдения детей, а также посильное участие в природоохранных мероприятиях, выставках экологических газет, плакатов рисунков. Для 5-6 классов экологические исследования помогают изучать растения в растительных сообществах по темам: «Осенние явления в жизни растений», «Цветковые растения», «Лекарственные растения». В 7 классе, изучающем животных, проводятся экскурсии с целью изучения разнообразия птиц и членистоногих. Основные формы работы для старших ребят носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистая вода», походы). Благоустраивается школьная территория и внутреннее озеленение классов, проводятся выставки цветов и изделий из природного материала, праздник «День Птиц». Силами старшеклассников проводится экологический мониторинг реки Леметь, исследования химического состава воды в родниках с. Автодеево и р.п. Ардатов. Изучается антропогенное влияние на родники. Был разработан и осуществлен проект «Своими руками благоустроим родник».       Экологические исследования способствуют воспитанию бережного отношения к природе, формированию навыков исследовательской деятельности. В летний период в школе в рамках программы оздоровительного лагеря организуются и проводятся мероприятия по экологической тематике. На базе зоологического музея ГБОУ ВПО АГПИ им А.П. Гайдара сотрудники института проводили для детей экскурсию по изучению природного наследия.          Важное значение имеет экологическое образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Организуются походы, экскурсии. Школа сотрудничает с эколого-биологическим отделом МБОУ ДОД ЦДОД. Учащиеся занимаются в кружке «Юный исследователь», ведут экологическую исследовательскую деятельность. Ребята готовят доклады по экологической тематике, выступают перед учащимися школы, участвуют в различных мероприятиях экологической направленности: конференциях, субботниках, экологических десантах. Также в процесс экологического воспитания учащихся вовлекаются родители. Так при реализации экологического проекта «Своими руками благоустроим родник» не обошлось без помощи родителей.

Ежегодно в школе проводится неделя экологии, на которой организуются экологические мероприятия, реализуются экологические проекты разного уровня, разрабатываются и отрабатываются формы внеклассной и внешкольной экологической деятельности с учащимися.

Занимаясь в школе экологическим образованием и воспитанием, дети учатся находить экологические проблемы, видеть проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, пытаясь их решить. Роль экологического образования и воспитания учащихся нельзя недооценивать, поэтому наша задача состоит в том, чтобы привить учащимся экологические ценности, понимание и осознанность в сохранении окружающей среды.

Использованные источники:

  1. Габышев А. Н. Основные проблемы экологического образования // Школьная педагогика. — 2017. — №2. — С. 10-14.
  2. Рябов А. М. Актуальные проблемы экологического образования в общеобразовательной школе // Сборник: Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2011.-№ 8.-154–157.