Введение. Так как образование является социальным институтом, которое обслуживает потребности общества, оно крайне необходимо для сохранения и развития самого общества. Чтобы соответствовать требованиям быстро меняющегося и непредсказуемого глобализированного мира образование должно быть не только всесторонним и устойчивым, но и постоянно развиваться. [5] Это развитие должно быть системной, последовательной, измеримой и крупномасштабнoй. Как теоретическая, так и практическая стороны образовательного процесса нуждаются в обновлении. Руководители учебных организаций, профессорско-педагогический состав, научные исследователи и все остальные кто являются участниками учебного процесса должны внедрять новшества и инновации в теорию и практику преподавания и обучения. Инновации также должны охватывать все сферы деятельности учебного заведения, чтобы обеспечить качественную подготовку всех учащихся к общественной жизни и будущей работе. Помимо этого, социальное и экономическое благосостояние страны все больше будет зависеть от качества и уровня образования их граждан, что в свою очередь также поднимает вопрос о применении образовательных новшеств и инноваций. [1]
Несмотря на то, что в последние годы в Азербайджане были предприняты многочисленные реформы по внедрению инноваций в систему образования, были открыты инновационные институты и центры, разработаны новые образовательные программы, современные методики обучения с применением инновативных технологий и т.д., существует необходимость в более серьезном подходе к этому вопросу.
Почему не все учебные заведения занимаются инновационной деятельностью? Как обеспечить применение инноваций во всех учебных заведений?
Основной текст. Многие из тех, кто вовлечен в образовательную сферу признают, что образование на всех уровнях крайне нуждается в обновлении. Тем не менее, реальные темпы применения и внедрения образовательных инноваций слишком медленные, показателями чего являются результаты обучения выпускников школ и высших учебных заведений, которые недостаточно соответствуют требованиям современного рынка трудоустройства. Как и было отмечено выше несмотря на то, что в сфере образования и инноваций в стране ведется много работы, на сегодняшний день глобальных улучшений в достижениях выпускников как такого нет. Если сравнить результаты вступительных экзаменов по всем уровням образования, проводимых Государственным Экзаменационным Центром Азербайджанской Республики и процент выполнения плана приема по различным специальностям, мы увидим, что показатель успеха с каждым годом все ниже и ниже. [1] К сожалению уровень профессиональной подготовки выпускников не совсем отвечает требованиям современного рынка труда. Получается наша система образования недостаточно «инновационная»?
Так почему же инновации применяемые в образовательных программах, теориях и практике преподавания, методиках обучения не всегда приводят к желаемому результату качества преподавания и обучения?
Барьеры на пути применений инноваций
Барьером для инноваций является любой фактор, который негативно влияет на инновационный процесс. Барьеры могут быть классифицированы по-разному и возникать на разных этапах инновационного процесса. В основном намечают два типа барьеров: внутренние и внешние.[5] Вопросы, обсуждаемые ниже, в основном относятся к этим двум типам барьеров.
Во-первых, если рассматривать образование как единую систему, которая отвечает потребностям общества, мы увидим, что все уровни образования взаимосвязаны и взаимозависимы. Более того, образование будучи самой по себе системой, является неотъемлемой частью более широкой социальной системы, с которой она связана многочисленными узами. Образование как социальная единица отражает все ценности, законы, принципы и традиции общества, к которому оно принадлежит. Поэтому мы должны рассматривать образование как единое социальное существо и стремиться решать существующие проблемы как в самой системе образования, так и в самом обществе. В случае, если общество поддерживает инновации, то его система образования будет непрерывно и эффективно развиваться. В обратном случае образование будет стагнировать и давать посредственные результаты.
Во-вторых, хорошо известно, что в высших учебных заведениях политика внедрения инноваций в образовательный процесс по разным причинам протекает медленно и администрация учреждений не всегда охотно учавствуют в этом. Касательно средних школ, то там ситуация менее благоприятная, так как директора школ являются «хорошими» консерваторами, а далеко не инноваторами. Для директоров школ вопрос блогополучия учащихся намного важнее вопроса их подготовки к будущей работе или просто к практической жизни. К тому же инновации нарушают не только установленные процедуры и правила, но и являются причиной дискомфорта руководителей. Ведь в большинстве случаев организационные и бизнес-процедуры препятствуют как успешному развитию, так и использованию инноваций. [5] Как ни как инновации требуют новаторства, креативности, принятия рисков, экспериментов, ну и конечно же терпения. [2] Но готовы ли на это руководители всех учебных заведений?
В-третьих, в случае если даже инновация появилась, то без ее внедрения она не имеет большой ценности. Более того, инновация может иметь существенное значение только тогда, когда она применяется в широком масштабе. Создавать инновации не столь важно как необходимо их распространение и использование в учебных заведениях. А это и есть одна из нелегких задач.
Далее, чтобы инновация дала ощутимый эффект, нам нужна целая армия инноваторов, а так же благоприятные условия для распространения инноваций и получения желаемого результата. Инноваторы, в свою очередь, должны быть творческими натурами т.е. обладать творческими способностями. Так как В тоже время для внедрения инноваций они должны обладать свободой действий, доверием со стороны руководителей и быть увереными в безопасности своей работы для того, чтобы рисковать и экспериментировать. [2]
Необходимо также отметить, что инновации могут развиваться только в благоприятных условиях. Благоприятная среда означает систему образования, которая подготавливает сотрудников и учащихся к творческому, критическому мышлению, самостоятельности и обучению на протяжении всей жизни.
Проблемы применения инноваций и пути их решения
Начнем с того, что нам нужны инноваторы, которые способны создавать инновации. Затем, хоть инновации часто являются искоркой, возникающей в сознании творческой натуры, им нужна среда, способная воспламенить огонь. В данном случае среда формируется и развивается самими же учебными заведениями, социальной культурой, ну и конечно же процветающей экономикой страны. Как правильно отмечает американский психолог венгерского происхождения Ми́хай Чи́ксентмихайи «благоприятная среда обеспечивает свободу действий и стимулирование идей в сочетании с уважительным и заботливым отношением к потенциальным гениям». [3] Под благоприятной средой подразумеваются не только педагоги, а так же учащиеся, родители, политические деятели и все другие члены общества, которые выступают в качестве исполнителей или потребителей инноваций.
Следующим не менее важным моментом является то, что когда мы пытаемся сделать образование инновационным, мы просто забываем учесть учащихся. Мы недостаточно внедряем инновации в обучение студентов, их мышление, отношение к учебе, поведение, характер, метапознание и трудовую этику. Но мы делаем все возможное, чтобы улучшить преподавание, в то время как нам действительно нужно начинать с улучшения обучения. Ведь успех во всех сферах образования напрямую зависит от усердия учащихся. Исходя из слов известного болгарского ученого Георгия Лозанова, обучение – это вопрос отношения, а не способностей. [4]
Инновации тесно связаны с технологиями, но интеграция технологий в образование может быть успешной только лишь в том случае, когда учитывается человеческий фактор. Это означает, что наличие современной технологии в учебном заведении не всегда является показателем ее инновационности, намного важнее подготовить рабочий персонал, в особенности педагогов к работе с этой технологией.
Ну а в итоге конечно, общественная поддержка инновационного образования и формирование новой культуры как внутри системы образования, так и вокруг нее важнее всего.
Заключение
Существует огромная потребность в использовании инноваций в системе образования страны для повышения качества результативности обучающихся и вообще в существенном изменении системы образования. Эти изменения должны быть системными и направлены на разные сферы обучения. Главной целью этих изменений должны быть эффективность и качество теории и практики преподавания и обучения. Процесс эффективности должен охватывать учащихся, преподавателей, родителей и само общество. Важно так же развить у учащихся их отношение к учебе, к рабочей этике, улучшить их навыки обучения, аналитическое мышление, креативность, автономию обучения и т.д
В заключении необходимо отметить, что успеха можно достичь лишь в том случае, когда вопрос инновационного образования станет коллективным для всего общества.
Список литературных источников
- Аббасзаде М.М., Бадалов Т.А., Шелагинов О.О. Научно-статистический анализ результатов вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения Азербайджанской Республики учебный год и выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях за 2018/2019 г., 528 с.
- Brewer D. J., Tierney W. G., Barriers to Innovation in U.S. Higher Education. Prepared for the American Enterprise Institute conference, “Reinventing the American University: The Promise of Innovation in Higher Education”. June 3, 2010
- Csikszentmihalyi M., Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention (Harper Perennial Modern Classics) Kindle Edition. Harper Collins e-books; Reprint edition (October 13, 2009). 466 pages
- Lazanov G., Gateva E., The Foreign Language Teachers Suggestopedic Manual, Gordon and Breach (1988)
- Shavinina L. V., The international handbook on innovation. @ 2003 Elsevier Science Ltd., available at: https://books.google.az/books?id=-xg-0-XdcIoC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false