Анархизм представляет собой политическую философию, основанную на освобождении человека от любого политического, экономического и духовного принуждения. Концепция анархизма сводится к отрицанию государственной власти и неограниченной свободе индивидуума.
Любое проявление анархизма всегда состоит в полном отрицании установленного общественного строя и политической власти, предполагает общественное устройство без принуждения и революционный метод перехода к последнему состоянию.[1]
Исторические корни анархизма восходят к тому же времени, когда в обществе появились первые зачатки государственности.[2]
Ранние идеи с ценностно-негативным отношением к государству и закону возникали как идеализация прежнего родоплеменного строя, память о котором сохранилась в общественном сознании, а с другой стороны, как спонтанно возникающее у некоторых групп населения в социально-напряженных ситуациях отношение к государству, его конкретным представителям и органам, включенным в механизм эксплуатации и угнетения в рабовладельческом и феодальном обществах.[3]
Анархизм отрицает государственную власть, государство. Но он признает многочисленные формы общественной власти (как и многочисленные варианты общественного, естественного и не навязываемого авторитета – старшего, мудрого, специалиста и т.д.).[4]
Анархический идеал самоуправления народа (общества), основанный на единстве политического и экономического освобождения народа, демократии и социализма, утверждающий принципы политической, гражданской свободы, федерализма на всех уровнях организации общества, коллективизма владения основными средствами производства, равенства и справедливости, отрицающий аппарат стоящей над народом, вне народа власти, был следствием развития идеи абсолютной сущности свободы.[5]
Традиционно анархизм ассоциируется с антигосударственным насильственным движением, однако, на самом деле сущность анархизма имеет более глубокую идею, чем просто оппозиция. Представители анархизма полагают, что социум не нуждается в доминировании и власти, предлагая взамен кооперативные формы общественной и политической организации, основанные на равенстве, демократии, свободе и взаимопомощи.
Важно отметить, что равенство в анархизме не выступает проявлением тоталитаризма, а заключается в разнообразие с одинаковым доступом к власти и паритет при принятии властных решений.
Самый оптимальный способ обеспечения равенства — демократия. Однако, понятие демократии весьма обширно. Эффективность демократических форм зависит от применения демократических принципов в каждой сфере жизни общества. Капитализм априори не может быть демократичным, тем более при сочетании с расизмом и сексизмом. Свобода общественных объединений означает отказ от принуждения членов социума участвовать в общественных мероприятиях или структурах против собственной воли.
При анархии общественные структуры и объединения формируются с целью удовлетворения потребностей членов общества свободно на принципе равноправия при определении будущего государства.
Взаимопомощь предполагает сотрудничество, достижение больших результатов при совместной работе.
Анархизм не допускает стандартизацию и унификацию, поддерживает разнообразие.
Таким образом, термины «анархия» и «анархизм» не являются синонимами «хаоса» и «беспорядка».
Анархизм на сегодняшний день не получил распространения поэтому значительного влияния на сознание и поведение социума он не оказывает. Тем не менее, в кризисные периоды анархия обычно становится философией масс, ведущим направлением в общественной жизни.
Использованные источники:
- Кислицына И.Л. Идеология человеческого достоинства: анархизм М.А. Бакунина (к 200-летию создателя теории революционного анархизма)// Клио. 2014. № 7 (91). С. 6-12.
- Клеандров М.И. право анархизма и будущее человечества (Ударцев С.Ф. философия права анархизма: научное издание)// Право и государство: теория и практика. 2018. № 2 (158). С. 87-96.
- Михайловская Д.С. анархизм как политически — философское учение// Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 233-235.
- Поляков Д.Б. Анархизм как выражение онтологического хаоса, его роль в биполярной системе политического сознания// Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2013. № 2 (22). С. 41-45.
- Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. М.: Высш. шк. права: Форум, 1994.