ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

3 июля 8:08

Среда, в которой живет человек, представлена определенными экологическими условиями и настоящим обществом. Сегодня человек обладает большими знаниями о природе, экологической обстановке, функционировании своего организма, здоровом образе жизни. Но он все равно не перестал болеть, а ведь для профилактики многих болезней необходимо лишь соблюдать основные правила здорового образа жизни, придерживаться рационального режима питания, заниматься физической культурой, использовать закаливающие процедуры, отказаться от вредных привычек, быть в гармонии с собой и окружающими.

Особое значение для общества в настоящее время имеет проблема образа жизни молодёжи, юношей и девушек студенческого возраста. Студенты имеют свои особенности и отличия в образе жизни, свои эталоны  поведения и мотивы деятельности. Сложный  комплекс социально — гигиенических факторов жизни студентов оказывает большое влияние на состояние здоровья не только в этом возрастном периоде, но нередко на всю жизнь [3].

Осознавая значимость взаимосвязи между образом жизни и уровнем здоровья обучающихся, было проведено исследование уровня здоровья студентов университета.

Образ жизни определяет 50 % состояния человека. По Лисицину  Ю.П. общее определение образа жизни звучит так: «Образ жизни» – это определённый, исторически сложившийся вид жизнедеятельности человека в материальной и нематериальной сфере, состоящий из 4-х категорий: экономической  – «уровня жизни», социологической – «качества жизни», социально-экономической – «уклада жизни», социально-психологической – «стиля  жизни» [2].

От каждой из этих категорий зависит здоровье человека. А полноценное  здоровье – важнейшее условие для  выполнения всех этих функций. Под здоровьем понимается не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательное, спокойное отношение с людьми, с природой и самим собой. Здоровье людей – одна из самых глобальных проблем, которая имеет жизненно важное значение для всего человечества [3].

Сегодня в наибольшей степени актуален вопрос комплексного подхода и оценки взаимосвязи психического и физического состояния здоровья, а также социально — бытовых условий жизни студентов, которые характеризуются психологической характеристикой семьи, условиями воспитания, величиной жилой площади и  бюджета на одного члена семьи.   

Объектом исследования стала группа студентов 3 курса ННГАСУ в количестве 15 человек, из них 6 юношей и 9 девушек.  Возраст студентов на начало исследования составил 19-21 год.

Проведена оценка состояния здоровья. Уровень здоровья (УЗ) изучен с помощью адаптационного потенциала, определяемого в баллах. Здоровье можно рассматривать как степень выраженности (приспособительных) реакций, обусловленных развитием функциональных резервов организма. Р.М. Баевским предложена методика оценки так называемого адаптационного потенциала (АП), отражающего возможности организма к адаптации. Численное значение показателя определяется по формуле:

АП = 0,011(ЧСС)+0,014(САД)+0,008(ДАД)+0,014(В)+0,009(МТ)-0,009(Р)-0,27,    (1)

 

где ЧСС — частота сердечных сокращений в мин;

САД — систолическое артериальное давление, мм рт. ст.;

ДАД — диастолическое артериальное  давление, мм рт. ст.;

В — возраст;

МТ — масса тела, кг;

Р — рост, см [1].

Для оценки социально-бытовых и психолого-педагогических условий жизни была применена анкета-опросник.

Результаты антропологических исследований и изучения физиологических показателей занесены в таблицу 1.

Таблица 1. Результаты антропологических исследований и изучения физиологических показателей

№ студента

Пол (м/ж)

Возраст

(лет)

Масса

тела

(кг)

Рост

(см)

ЧСС

(удар)

САД

(мм. рт.ст.)

ДАД

(мм.

рт.ст.)

Уровень здоровья

1

ж

21

58

170

96

120

70

2,312

2

ж

20

47

161

70

130

80

2,214

3

м

20

79

181

72

115

75

2,094

4

ж

20

42

152

87

110

60

1,997

5

ж

19

64

176

72

109

70

1,869

6

м

21

60

166

60

100

55

1,57

7

м

19

70

171

78

130

70

2,325

8

ж

20

56

160

76

130

80

2,37

9

ж

21

70

170

74

115

70

2,108

10

м

20

73

182

97

130

75

2,556

11

ж

20

43

156

78

110

60

1,871

12

м

20

68

173

96

120

70

2,361

13

ж

21

58

165

75

110

60

1,906

14

ж

19

72

165

82

130

65

2,401

15

м

20

80

175

94

135

80

2,719

Оценивая антропометрические показатели, можно выявить средние значения, которые приведены в таблице 2.

Таблица 2. Средние значения антропологических измерений обучающихся

Девушки

Юноши

Рост, см

Вес, кг

Рост, см

Вес, кг

163,8

56,6

174,6

71,6

При изучении физиологических показателей были получены сред­ние данные, представленные в таблице 3.

Таблица 3. Физиологические показатели обучающихся (средние)

Девушки

Юноши

ЧСС

САД

ДАД

ЧСС

САД

ДАД

79 ударов/мин

118

68

83 ударов/мин

122

71

Из приведенных данных средний показатель роста девушек и юношей отвечает нормам. Средние показатели САД и ДАД как у юношей, так и у девушек в период обследования находились в пределах возрастной нормы. Но выделяется процент обучающихся с показателями, отличающимися от нормы.

Используя  антропометрические данные и данные, полученные при исследовании состояния сердечно-сосудистой системы, получен средний уровень здоровья (УЗ) студентов. Уровень здоровья девушек немного выше уровня здоровья юношей. Расчеты показали, что у 60 % студентов числовые значения адаптационного потенциала составили 2,11 – 3,2 балла, что расценивается как напряжение механизмов адаптации сердечнососудистой системы и  характеризуется тем, что достаточные функциональные возможности организма обеспечиваются за счет функционирования резервов. У 40 % студентов значение адаптационного потенциала не выходили за пределы удовлетворительной адаптации – 2,10 балла, что характеризуется высокими или достаточными функциональными возможностями организма. В основном, главной причиной повышенного значения УЗ предположительно, является наличие процента обучающихся с повышенной частотой сердечных сокращений, увеличенной или недостающей  массой тела из соотношения роста и массы, являющиеся одним из критериев УЗ.

Оценивая результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы. Большая часть обучающихся вполне довольны своей жизнью – 53 %, 27 % – очень довольны  и 20 % придерживаются ответа «более или менее». Не выполняют режим дня  и зарядку по утрам 92 % студентов. Не смотря на то, что оценка студентами жилищно-бытовых условий и материального положения благоприятная, просматриваются «ошибки» в питании студентов. Нерациональное питание, неупотребление важных продуктов в рационе питания, игнорирование витаминных препаратов  ведёт за собой ряд заболеваний.

При оценке общего состояния обучающихся были выявлены следующие жалобы и симптомы: боли в суставах – 33 %, частые головные боли – 20 %. За последний год 15% обучающихся ни разу не посещали врача, остальные  85 %  обращались за врачебной помощью от 2 до 5 раз. Процент курящих – 20 %, из них ежедневно выкуривают более 10 штук сигарет – 7 % и меньше 10 штук сигарет – 13 %. Хотя 92% студентов считают курение опасным для здоровья, процент курящих не уменьшился за исследуемый период. Только 20 % обучающихся не употребляют алкогольные напитки, следовательно, 80 % употребляют алкоголь, 2-3 раза в месяц. Следует отметить, что 100 % обучающихся отрицательно относятся к наркотикам. Таким образом, проблемы алкоголизма, табакокурения, наркомании не обходят стороной определенную часть обучающихся, что в свою очередь оказывает пагубное влияние на состояние их здоровья.

На успева­емость студента существенно влияет психологическая обстановка в группе и семье. По данным анкеты можно увидеть, что 60 %  студентов считают свой коллектив дружным. В вопросе отношений с родителями отмечаются следующие показатели: 70 % обучающихся свидетельствуют, что родители уделяют им много внимания, 21 % отмечает, что родители не особо проявляют интерес к их жизни, 9 % указывают на чрезмерную опеку родителей. Не смотря на то, что юношеский возраст связан с рядом проблем и трудностей, 73 % процента студентов сохраняют оптимистический настрой, они верят в счастливое будущее.

Также был определен психологический уровень экологического сознания студентов. Изучение результатов опроса позволило сделать следующие выводы: экологическая ситуация в городе беспокоит 80% обучающихся, в то же время студенты придерживаются мнения, что население и общественность должны участвовать в решении экологических проблем – 73 %. Следует отметить, что 68 % обучающихся считают, что могут лично повлиять на решение экологических проблем. Результаты исследования показали, что охрана природа занимает важное место в жизни студентов, проводится пропаганда бережного отношения к ней.

Таким образом, процессы роста и физического развития у большинства обучающихся происходят в со­ответствии с возрастными нормами. Среднее значение уровня здоровья большинства студентов оценивается как удовлетворительное. Отмечается нестабильность социально — бытовых параметров качест­ва образа жизни студентов, что может привести к ухудшению уровня здоровья. Наблюдаются негативные тенденции в распространении среди обучаю­щихся вредных привычек.

 

Использованные источники:

  1. Белоус В.А., Щеголев В.А., Щедрин Ю.Н. Организация научных исследований по физической культуре в вузе: Учебно-методическое пособие. СПб: СПбГУИТ-МО, 2005. 72 с.
  2. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровья // Сов. Здравоохранение.-1992.-№7- С.2-9.
  3. Троянский В. А. Методологические аспекты комплексного исследования проблемы здорового образа жизни // Философские вопросы медицины и биологии. Киев, 1990. Вып. 17. С. 37.