Формирование культуры здоровья у обучающихся младшего школьного возраста с использованием системы электронного сопровождения образовательного процесса

25 ноября 9:51

УДК 371

ББК 74. 200

В современных условиях, с крайне непоследовательной политикой в сфере сохранения здоровья, физкультуры и спорта, с переходом в части деятельностей на сидячий образ жизни, остро встаёт проблема здоровья младших школьников. Обеспечение здоровья, в большей мере решает физическая культура и спорт, но исходя из современных исследований не только уровень физической подготовки, но даже уровень двигательной активности младшего школьника находится на весьма низком уровне.

Учебный предмет «Физическая культура», согласно Государственному образовательному стандарту (ГОС), предусматривает федеральный (базовый) и региональный (вариативный) компоненты: первый ориентирован на удовлетворение конкретно-исторических потребностей общества (государства) в сфере физического совершенствования учащихся, второй – на удовлетворение индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов образовательного процесса. В начальной школе базовая и вариативная части ГОСа по физической культуре соотносятся друг с другом в пропорциях 70-80% и 20-30%. При необходимости учитель физической культуры имеет право использовать объём учебного времени, предусмотренного для изучения вариативной части ГОСа, на освоение базового компонента[6].

Изменения в социальной и научно-технической сфере с неизбежностью приносит новые подходы к организации учебно-воспитательных процессов – например, происходит его модернизация с акцентом на внедрение информационно-коммуникационных технологий. В этом плане разработка и внедрение непрерывной системы электронного сопровождения образовательного процесса является направлением модернизации и развития национального электронного информационно-образовательного пространства, которое, по-нашему мнению недостаточно используется.

Для начала, поясним некоторые категории, используемые нами.

Культура здоровья, по словам К.С. Атаевой и С.С. Новиковой представляет собой совокупность знаний, норм, установок, связанных с пониманием здоровья как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья[1].

Культура здоровья на уровне начальной школы теснейшим образом связана с физическим воспитанием детей и их двигательной активностью.

Анализ литературы приводит нас к мысли интерпретировать «физическое воспитание» как специально организованный процесс и результат овладения человеком ценностями физической культуры, целостное становление человека в её контексте.

Физическое воспитание как специфическая сфера воспитания человека ориентировано на достижение физической, двигательной и психической активности школьников при освоении знаний, становлении морально-волевых качеств, общественного и индивидуального самосознания[2].

При этом младший школьный возраст – сенситивный период  для формирования координации движений ребёнка, развития его силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, равновесия[5].

Современные исследования говорят о том, что большой процент школьников не то, что физически не развиты по каким-то параметрам, но даже на уровне двигательной активности они показывают низкие результаты.

Под двигательной активностью понимается суммарное количество движений, выполняемых человеком в процессе его повседневной жизнедеятельности в различных формах её организации.

Анализ литературы показал, что в настоящее время наблюдается дефицит двигательной активности в течение всего срока обучения в образовательных заведениях, обусловленный несовершенством действующих государственных программ по физическому воспитанию и недостаточным уровнем культуры здорового образа жизни всех субъектов образовательного процесса.

При всех существующих учебных программах и подходах инструментарием образовательного процесса служит такой эффект как «технология». В документах ЮНЕСКО она рассматривается как «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических человеческих ресурсов и их взаимодействия»[7].

В условиях процесса глобализации и современных инновационных изменений в системе образования всё большее значение приобретают информационные технологии преподавания (интеллектуально-обучающие системы) и дистанционное обучение (автоматизированный учебно-информационный метод).

Поскольку мы акцентируем внимание на системы электронного сопровождения образовательного процесса, нам стоило бы уделить внимание рассмотрению понятия «система электронного сопровождения», но дело в том, что мы так и не нашли чёткого и ясного определения этого термина, но из контекста рассматриваемых нами источников информации следует, что это такая система сопровождения (в данном случае, образовательного процесса), которая использует в качестве средства информационные или информационно-коммуникационные технологии (ИТ, ИКТ).

Такое электронное обучение, предоставляя учащимся возможность учиться в любом месте в любое время, не позволяет преподавателю управлять учебным процессом в режиме 24/7, соответственно выполнение данных функций разделяется на реальное участие преподавателя в учебном процессе и виртуальное – смоделированную систему виртуального «присутствия» преподавателя в электронно-обучающей системе, замещающую преподавателя в период его отсутствия в среде и обеспечивающую вовлечение и удержание учащихся. Таким образом, роль преподавателя в электронном обучении сводится к сопровождению процесса обучения, которое закладывается при проектировании электронно-обучающей системы и продолжается в ходе реализации учебного процесса.

А.Л. Злыгостева и Г.И. Семёнова полагают, что целесообразно применение информационных технологий в следующих отраслях физической культуры и спорта:

—        учебный процесс;

—        спортивная тренировка;

—        спортивные соревнования;

—        оздоровительная физическая культура[4].

Использование информационных технологий в образовании позволяет качественно изменить формы, методы и содержания обучения в сфере физического воспитания. Допустим, учитель физкультуры хочет продемонстрировать сложные комплексные упражнения и его элементы. Если объяснение этого метода будет только вербальным, вряд ли можно надеяться на полноценное усвоение новых двигательных навыков, поскольку специалисты акцентируют внимание на важности формирования исходных образцов и представлений о предстоящих действиях при выработке новых двигательных навыков. Таким образом, на данном этапе обучения физическому упражнению требуется максимальная наглядность и правильная демонстрация отдельных элементов сложных технических приемов.  Для достижения цели обучения и повышения его результативности должны использоваться технологии, обеспечивающие независимость (или минимальную) зависимость результатов обучения от уровня квалификации обучающего, максимальную точность и правильность показа[3].

В.Ю. Волков в частности считает, что при физическом воспитании информационные технологии могут применяться: 1) в качестве средства обучения повышающего эффективность преподавания; 2) в качестве управления учебно-воспитательным процессом и для информационно-методического  обеспечения; 3) для автоматизации контроля тренировочной деятельности; 4) для компьютерного тестирования физического, психического, функционального состояния учащихся на уроках физического воспитания; 5) в качестве средства досуга, развивающих игр; 6) в качестве средства автоматизации обработки результатов научных исследований и результатов соревнований; 7) для мониторинга физического состояния и здоровья обучающихся; 8) в рекламной, издательской, предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Таким образом, как образовательные технологии, так и технологии в области физического воспитания меняют вектор не только на индивидуально-личностное обучение и воспитание, но также и на формализацию многих процессов обучения с помощью ИТК.

 

Библиография

 

  1. Атаева К.С., Новикова С.С. Культура здоровья в современном российском обществе / К.С. Атаева , С.С. Новикова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 84.
  2. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А, Вяткин З.Н. и др. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
  3. Волков М.С. Мультимедийные технологии в преподавании физической культуры https://scienceforum.ru/2015/article/2015014866 (Дата обращения: 22.01.2019 г.)
  4. Злыгостева А.Л., Семёнова Г.И. Возможности использования новых информационных технологий в физическом воспитании учащихся и студентов. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016027206 (Дата обращения: 23.01.2019 г.)
  5. Ким Т. Концептуальные основы физического воспитания в системе «семья-школа» // Физическое воспитание и спорт в системе образования как фактор физического и духовного оздоровления нации. 2009. Т.З. С. 109-113.
  6. Пащенко Л.Г. Гармонизация физического и умственного развития младших школьников в процессе физкультурного образования: Монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. 168 с.
  7. World Education Report. URL: http://www.UNESCO.org/education/information/wer/index/htm (Дата обращения:13.01.2019 г.)