ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ДУХОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ — «РЕРИХИЗМА»

20 мая 3:11

Наука не стоит на месте. С каждым годом увеличивается рост изобретений и полезных моделей. Для совершенствования и улучшения жизни человека особую роль играет средовая система, организующая предметное наполнение интерьера, архитектурных элементов среды, а также экспериментальных интерьер-проектов для реализации творческого замысла дизайнера. [1]

Рерихизм является одним из известных общественных движений, базисом которой является идеология учения Агни Йоги. Основываясь на древних знаниях Востока и достижениях современной науки на Западе, учение затрагивает особенности космической эволюции человечества и создает новую систему его восприятия. Особое внимание в изучении уделяется космическим законам, определяющим движение планет и рост природных структур, рождение звезд, а также поведение человека и развития Вселенной. Авторы учения утверждают, что эти законы влияют на исторические и социальные процессы в жизни человека, и если человечество этого не осознает, то жизнь не может быть улучшена. Согласно учению о жизни, Вселенная — это огромная духовно-энергетическая система, в которой человек играет самую важную роль. Нравственное совершенствование, неукоснительное соблюдение этических законов и осмысление ключевого фактора культуры в развитии человеческого общества являются основополагающими принципами духовного и исторического развития человечества. 

Исследование культуры жизни тибетского народа, выражение взаимосвязи космической значимости с бытием Вселенной отразилось в творчестве Николая Рериха и его жены Елены Рерих, которые стали основателями данного социально-философского движения под названием «Рерихизм». В дальнейшем их работу над философией продолжили дети — Святослав Николаевич Рерих и Юрий Николаевич Рерих. [2]

В XXI веке духовные движения остаются важной актуальной составляющей жизни различных народов. Люди интересуются и изучают практики, основные методики йоги, находят продолжателей и носителей учения, в основе которого лежат принципы развития духовности. В настоящее время известен индийский гуру Шри Шри Рави Шанкар. [3] 

В ХХ веке, до обретения независимости, в Индии родилось несколько святых. Многие из этих святых проповедовали и до сих пор проповедуют религию любви и преданности Бхакти. [4] В настоящее время многие из созданных ими движений Бхакти все еще активны, и другие новые движения рождаются с появлением новых святых. Среди всех этих современных движений, существует фонд «Искусство жизни», который является самым последним и одним из самых действующих в настоящее время. Фонд был основан в 1982 году Шри Шри Рави Шанкаром, который, по мнению его последователей, является воплощением божественной любви. 

Действительно, движение Шри Шри Рави Шанкар предлагает курсы йоги и медитации по всему миру, чтобы поделиться своей драгоценной мудростью с самой широкой публикой, независимо от сферы жизни, религий, обществ и культур. Приемы йоги Шри Рави Шанкара и основные послания, такие как «Жизнь священна; празднуйте жизнь», привлекают все больше и больше людей, будь то в Индии, России или где-либо еще. Несмотря на то, что фонд «Искусство жизни» присутствует во всем мире, Шри Шри Рави Шанкар и его движение остаются малоизвестными в научных кругах, особенно за пределами индийского субконтинента. Шри Шри Рави Шанкар выделяет божественное выше позитивного и негативного. Позитив и негатив — это всего лишь отображение относительного, где в абсолюте нет ни позитива, ни негатива, дата и время актуальны, но только до того момента, когда человек находиться в какой-то точке земного шара. Но в тот момент, когда человек в гармонии с собой и находит единение с космосом, нет ничего — ни дня, ни ночи, ни времени, ни даты, ни года.

Социально-философское учение «Рерихизм» находит свое воплощение в современном искусстве в разных направлениях, будь то картины, скульптуры, различные арт-объекты и инсталляции из разных материалов. Работы объединены идеей, выступающей за единство человеческой души с «Божественным». Все эти движения разделяют одну и ту же этику социального служения через различные виды благотворительной деятельности и социальной работы, сохраняя при этом международный масштаб.

На сегодняшний день, в искусстве можно встретить немало достойных изобретателей с духовно наполненными работами. Например, в конце 1960-х гг. появилось новое направление «лэнд-арт» [7], характеризующиеся неразрывным сочетанием единения природы с задумкой автора, а также демонстрации гармонии и их взаимосвязи. В таблице 1 представлены работы современников, которые аналогичны идеологии «Рерихизма» в своих работах.

Таблица 1.

Аналоги идеологии «Рерихизма» в современном искусстве

Современики

Направл ение искусств а

Идея

Работы

Американский художник и скульптор Майкл

Грэб

Лэнд-арт

«Изначально йога представляла собой длительный жизненный процесс самоанализа, самотрансформации, достигнутой в результате реализации себя как личности. Йога — это огонь, который горел всегда, сдерживая человека от полной свободы и давая понимания того, что Бог есть. Цель йоги никогда не заключалась только в практиках или том, насколько долго человек может медитировать и т.д. Она никогда не была связана с тем, как здорово или забавно человек смотрится, выполняя тот или иной асан.» — пишет Майкл Грэб

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3201-2.PNG

Румынский скульптор Чиприан

Хопыртиан

Скульпт ура

В сквере «Дружбы народов» (Екатеринбург) установили скульптуру под названием «Гармония». Работа создана в архитектурном стиле модернизма. Её волнообразность, округлости и сплетение фигур символичны не только единению классики и современности, но и гармонии между народами.

Каталонский скульптор Жауме

Пленса

Скульпт ура

Прозрачная скульптура человеческих тел и голов сделана путем сплетения металлических букв или мелкой равномерной сетки (света и звука).

Образ, проходящий через его творчество — «человек, обнимающий дерево жизни». Идея «дерева жизни» уходит корнями в средневековье. Алхимики считали, что человек после смерти соединяется с универсумом при помощи космического дерева, вырастающего из его мертвого тела. Скульптуры художника как бы говорят зрителю: «Мы часть земли, но мы можем дотянуться и обнять космос».

Художник Дэмьен Хёрст

Скульпт ура

14 огромных скульптур, изображающих процесс развития человеческого плода в утробе Проект представляет 14 гигантских скульптур из бронзы высотой от 5 до 11 метров, которые показывают процесс развития человеческого плода в утробе матери: от зародыша до младенца, готового появиться на свет. Инсталляция представлена у входа в медицинский центр для того, чтобы люди задумывались над темой жизни и смерти (аборта).

Изучая специфику духовных движений в искусстве, начиная с эпохи Рерихов ХХ века и вплоть до современного искусства можно выделить  целый ряд интерпретаций термина «духовность», которые могут быть решены путем рассмотрения всех подходов к данному термину. В случае с учением духовность неразрывно связана с религиозными убеждениями, и ее главной целью было единение человека в гармонии с собой. В то время как в других примерах духовность связана с содержанием материального, с выраженной экспрессией, и переживается в отношениях, открытых между зрителем и произведением искусства. Эмпирический аспект просмотра работ является критическим, и поэтому нельзя говорить, например, о духовном опыте просмотра работ. Учитывая это, стоит добавить неразрывное публичное измерение просмотра. Для того, чтобы ощутить произведение искусства, зрители должны увидеть его на месте создания. Все произведения искусства имеют общую важность диалога или отношений между зрителем, как участником и произведением искусства. Духовные аспекты возникают не мгновенно, а в результате концентрированного и постоянного взаимодействия с произведением, принимая форму взгляда, интерпретации и дальнейшего созерцания произведения. После интенсивного просмотра зритель погружается в произведение искусства, которое часто имеет ошеломляющий и обезоруживающий эффект. 

Список литературы:

  1. Техническая эстетика и дизайн. Словарь. Авторы: Калиничева Мария Мартьяновна, Решетова Маргарита Владимировна. 2012 Москва М:. Академический Проект; Культура, 2012. — 356 с.
  2. Н. К. Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей. 22 автора под редакцией М. Т. Кузьмина 1978 Москва Изд: «Изобразительное искусство». — 306 с.
  3. Автор Шри Шри Рави Шанкар Переводчик Мартинкевич Е., Симоненко Т., Сорока И. Издательство: ИПЛ, 2018 г. 176 с.
  1. Marine Carrin, «Saintes des villes et saintes des champs,» Terrain, 24, March 1995, 108. See also note 35.
  2. Н.К. Рерих как мыслитель и историк культуры Л. В. Шапошникова 2015 Санкт-Петербург ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»», Издательство АЗБУКА
  3. Индия – Тибет: текст и феномены культуры. Рериховские чтения 2006 – 2010 в Институте востоковедения РАН Сборник статей. 2010 Изд: Языки славянской культуры
  4. Цвет+Форма. Искусство 20-21 в. Живопись. Скульптура. Инсталляция. Лэнд-арт. Дигитал-арт Изд: БуксМАрт 2014 Автор А.В. Ефимов, 616 c.