Актуальность темы. В мировой практике довольно громко в последнее время заявила о себе проблема буллинг (от англ. Bully — задирать, запугивать — стереотип взаимодействия в группе, оказывается в актах умышленного, длительного насилия (физического или психологического) со стороны индивида или нескольких членов группы, имеют определенные преимущества (физические, психологические, административные и др.), и, не несет характера самозащиты и не санкционированное нормативно-правовыми актами, в отношении другого индивида). Школьный буллинг рассматривается в современном мире как серьезная социально-педагогическая проблема.
Проблеме школьного насилия посвящены многочисленные психолого-педагогические исследования. Это исследование в которых делалась попытка познать различные особенности феномена буллинг и среди них фундаментальными являются труды Ю. Л. Макаровой, С.А. Черкачовой, О. Л. Глазмана, К.С. Шалагинова, Т.И. Куликова и др.
Целью нашего исследования является проанализировать проблема гендерных особенностей отношения к буллингу у современных подростков.
Гендерные свойства проявления насилия и жесткости связаны прежде всего с характерными для нашей культуры неодинаковыми социальными ролями мужчин и женщин. Природа травли у ребят девушек разная [5]. До недавнего времени проблема буллинг считалась преимущественно «мужской» поскольку для многих, «совершенно очевидно», что представители мужского пола более агрессивны по сравнению с женским полом.
Анализируя труды зарубежных исследователей, можем отметить, что буквально 15 лет назад понятие буллинг в школьной среде было применимо в основном именно к мужскому полу. Однако в последнее время ситуация существенно изменилась, девочки стали все чаще демонстрировать агрессивные формы поведения [5].
Как отмечает исследователь О. Л. Глазман, ребята чаще применяют физическое буллинг, девушки — социальную изоляцию. В вербальной травле принимают участие представители обоих полов [1].
По мнению О. Л. Глазмана гендерные особенности травли проявляются в том, что мальчики –подростки, используя пренебрежительные слова, определяющие их как «недочеловеке» (девочка, бабушка, слабак и др.) или вообще отказывая в принадлежности к сильному полу (гомик, гомосек и др.). Девушек травят, используя слова, которые ставят под сомнение их привлекательность (здоровяк, жирная, кривоногая и др.) или намекают на их доступность (проститутка, шлюха, давалка или используя нецензурные аналоги этих слов) [1].
Эмпирическое исследование, проведённое С. А. Черкасовой, позволило автору выделить следующие особенности гендерного проявления буллинга [3, с.189]. Так девочки –подростки применяют такие формы буллинга как: высмеивание, интриги против «жертвы», наклеивание ярлыков и присвоение кличек, распространение сплетней и слухов. Так же автор отмечает, что и личностные особенности, которые являются причиной проявления буллинга девочек отличаются от мальчиков-подростков. Так для девочек характерно проявление демонстративности, желание выделиться, инфантильность, эгоцентризм, а у мальчиков причиной проявления агрессии является чувство неполноценности, обида и тенденция к самоутверждению [3, с.190-191].
По мнению Ю. В. Щамбура исследуя отношение к насилию и буллингу значимым его компонентом представляется внутренний состояние, порождаемое позицией отношением к буллингу и опытом привлечения к нему. Как показало исследование, проведённое автором чувство страха и ужаса больше присуще девочкам-подросткам, и в то же время эмоции ненависти и злобы у девушек подросткового возраста тоже более выражены (25% и 32% соответственно), относительно ребят — 19% и 28%. Как отмечает исследователь девочки –подростки в ситуации буллинга в большей степени испытывают эмоции подавленности, эмоции как сострадания и жалости к жертве [5].
Поскольку учебная деятельность современных подростков обусловливает необходимость пребывания значительного промежутка времени в школах или других учебных заведениях для нас было важным узнать о наличии актов буллинг непосредственно на территории учебного учреждения. Мы провели опрос 50 подростков в возрасте 14-16 лет. Как показали результаты нашего опроса, подавляющее большинство подростков (73% юношей и 81% девушек), были свидетелями его проявлений по отношению к другим в стенах учебного заведения и 35 % мальчиков –подростков и 55 % девочек считают, что подвергались буллингу со стороны сверстников.
С целью определения движущих сил применения буллинг, мы предприняли попытку определить причины проявления буллинга. Для этого мы обратились с вопросом к подросткам в возрасте 14-16 лет с вопросом «Какая причина может заставить проявить Вас агрессивность в сторону другого человека?». Так, самой распространенной причиной для ребят было то, что кто-то «слишком возомнил» (46%), а для девушек эта причина достигла 39%. Также достаточно распространенной выступила причина — «если меня раздражает этот человек» на уровне 42% для девочек и 33% для мальчиков подростков. Третью место занимает оправдание «меня спровоцировал этот человек» среди мальчиков -подростков 33% и 26% среди девушек соответственно.
Признавая тот факт, что подростки применяют один к одному насилия, которые мы называем булинговимы проявлениями, было интересно какие именно виды насилия используют ребята девушки. Результаты исследования показали, что все подростки предпочитают вербальным проявлениям, но все же вербальные (75%) и психологические (20%) давление преобладает среди девушек, а притеснения физического (37%) и сексуального (11%) характера присущи ребятам.
Итак, подводя итог мы можем констатировать буллинг имеет гендерную окраску. Если проанализировать количество детей по половому признаку, страдающих от буллинг в школе, то различия существуют. Прежде всего это проявляется в том от форм насилия страдают ребята. Девушки чаще жалуются на психологические, экономические и сексуальные формы насилия и буллинг. Мальчики -подростки же говорят о физических проявлениях. Важным аспектом является то, что взрослые также по-разному реагируют на эту проблему применительно ребят и относительно девушек. Считая, что для ребят это более или менее приемлемо, а девушки всегда сплетничают и это тоже вроде нормально. Поэтому решая вопрос профилактики буллинга в среде современных подростком следует учитывать гендерный аспект.
Список литературы
- Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-uchastnikov-bullinga
- Макарова Ю.Л. Гендерные особенности поведения участников подростковой буллингструктуры /Ю. Л. Макарова// Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 5А. С. 181-192.
- Черкасова С.А. Гендерные особенности проявления буллинга в подростковом возрасте / С.А. Черкачова// Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее. Тула, 2014. С. 189-193.
- Шалагинова К.С. Гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте / К.С. Шалагинова, Т.И. Куликова, С.А. Залыгаева// Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 62–71. doi:10.17759/pse.2019240405
- Щамбура Ю. В. Особенности отношения современных подростков к буллинг (с учетом гендерного аспекта) [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://seanewdim.com/uploads/3/4/5/1/34511564/httpsdoi.org10.31174send-pp2019-198vii80-17.pdf