К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

15 июля 1:23

Оказание медицинской помощи базируется на триаде положений, обязательных к применению, таких как: порядки, стандарты оказания медицинской помощи и клинические рекомендации [1].

Одним из важных показателей оказания качественной и своевременной медицинской помощи являются критерии оценки качества оказания медицинской помощи (далее —  критерии качества). Требования к лечению граждан в приказе Минздрава России №203н [2] разбиты по группам заболеваний и условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях). Список критериев учитывает все этапы лечения пациента: от первичного осмотра и ведения документов до выписки и установления инвалидности.

В результате государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности за II кв. 2019г. Росздравнадзором были выявлены нарушения обязательных требований в деятельности 566 юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей (55,7% от проверенных), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности. Выдано 566 предписаний об устранении выявленных нарушений,  общее количество наложенных административных наказаний – 168. Материалы направлены: в Следственный комитет РФ – 33,  Роспотребнадзор – 9, правоохранительные органы субъектов РФ  — 126. [3]

Анализ судебной практики и результатов проверок Росздравнадзора позволяет выявить, что основными нарушениями при оказании  медицинской помощи являются:

  1. отсутствие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство;
  2. несоблюдение срока установления клинического диагноза с момента обращения пациента или при поступлении пациента по экстренным показаниям;
  3. отсутствие в стационарной карте протокола решения консилиума врачей;
  4. осмотр пациента врачом непрофильной специализации, например, когда хирург берет на себя полномочия ревматолога;
  5. не выполнен в полном объеме биохимический и общетерапевтический анализ крови;
  6. не проведена терапия необходимыми лекарственными препаратами;
  7. расхождения данных выписного эпикриза и медицинской карты пациента;
  8. в медицинской карте не отображаются все лечебные и диагностические мероприятия, которые проводились лечащим врачом, а также характер течения заболевания;
  9. медицинская карта не заполняется после каждого посещения пациента;
  10. записи врач производит с сокращениями, неаккуратно;
  11. исправления, которые вносятся в карту,  не подтверждаются подписью и печатью врача, который сделал запись;
  12. несоблюдение порядка проведения и оформления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

     Несмотря на оперативный контроль Росздравнадзора в сфере проверки соблюдения обязательных требований, предъявляемых к осуществлению медицинской деятельности, достаточно часто медицинские организации игнорируют  критерии качества, порядки оказания медицинской помощи, что приводит к нарушениям не только обязательного перечня физикальных, лабораторных исследований, но и  способствуют   искажению клинической картины диагноза и недостижению запланированного результата в рамках оказанной медицинской помощи.

   По результатам контрольных мероприятий Росздравнадзора в отношении медицинской организации, было установлено, что в нарушение требований порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», этапностью оказания медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями, не соблюдается базовый спектр обследования в амбулаторных условиях. Так, пациентке А. не выполнен обязательный минимум обследований; не проведено физикальное обследование молочных желез; инструментальные методы: кольпоскопия, УЗИ молочных желез, маммография; не выполнено обязательное исследование на комплекс инфекций, передаваемые половым путем: молекулярно-биологическое исследование отделяемого женских половых органов (полимеразная цепная реакция) (Chlamidia trachomatis, micoplazma genitalis); бактериологическое исследование отделяемого женскими половыми органами на аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы и чувствительность к антибиотикам. В результате медицинской организации было назначено административное наказание в виде предупреждения[4].

      Более того, указанные нарушения преобретают латентную форму, так как не каждый пациент знает,  кем и в каких объемах должна быть ему оказана медицинская помощь. Для таких пациентов в каждой медицинской организации должен быть  информационный стенд не только со всеми координатами проверяющих органов, в том числе и территориального фонда обязательного медицинского страхования, но и инфомация о перечне видов медицинской помощи, которая оказывается за счет ОМС.

      На наш взгляд, одной из причин нарушений обязательных требований в сфере здравоохранения является  отсутствие в медицинских организациях эффективной системы менеджмента качества, а также разработанных и утвержденных стандартных операционных процедур, позволяющих четко регламентировать действия сотрудников. Также  руководство медицинских организаций должно осуществлять реальный внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, а не только путем заполнения необходимых документов для проверяющих органов.  И это прежде всего связано с тем, что внутренний контроль качества оказания медицинской помощи осуществляется с целью обеспечения прав граждан на получение медпомощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций, а также соблюдения обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности [5]. Именно в результате внутреннего контроля можно выработать конкретный перечень мероприятий по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинской организации и медицинских работников, что будет способствовать качественному, своевременному оказанию медицинской помощи пациентам.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Приказ Минздрава России от 10.05.2017 N 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Прыкин А. В. Нарушения обязательных требований, выявляемые в ходе контрольнонадзорных мероприятий в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности за 2 кв. 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://roszdravnadzor.ru/i/upload/images/2019/8/23/1566552168.10709-1-27925.pdf. (дата обращения 02.02.2020).
  4. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 3 мая 2018 г. по делу № А32-8208/2018 [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/BFhQfUnwDCHU/ (дата обращения 02.02.2020).
  5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 07.06.2019  № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».