ПРОТИВОСТОЯНИЕ СИТУАЦИИ РИСКА С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСА ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

16 января 10:27

Деятельность сотрудника полиции связано постоянно с риском для жизни в служебное время, так и в неслужебное время. А также могут подвергаться и члены его семьи. Чтобы риск минимизировать в качестве защитных мер, предлагаем методики создание трех кругов для формирование устойчивых навыков противостоять риску.

В нашей статье мы постараемся пояснить, как можно применяя технику восточного единоборства, одиночного комплекса тайцзицюань для решения нашей задачи.  Наибольший интерес в этом плане для сотрудников правоохранительных органов, относящихся главным образом к категории “умных”.

В качестве примера, иллюстрирующего специфику метода трех кругов применительно к этой группе навыков, представляется наиболее целесообразным рассмотреть методику формирования у сотрудника навыков ассоциированного спонтанного взаимодействия с противником в ситуации риска, возникающей неожиданно.

Классическим примером для этого может послужить, как мы отмечали раньше, методика овладения одиночным комплексом тайцзицюань любого стиля и направления. Одиночный комплекс тайцзицюань включает в себя совокупность сложно координированных многофункциональных движений, выполняемых учеником с учетом соблюдения определенных принципов в строгой последовательности, плавно переходя из одного положения в другое.

На первом круге ученик-сотрудник овладевает динамикой физических движений с максимальным воплощением в них определенных принципов и правил, таких как: ритмика, связная и плавная текучесть движений, опущенность плеч, округленность паха, расслабление поясницы, положение языка, головы, глаз, губ, формы рук и т.д. [1]

При достаточно хорошем овладении одиночным упражнением тайцзицюань на первом круге сотрудник обращает внимание на появление блуждания ума. Это сигнал для возможности и необходимости перехода к овладению вторым кругом тайцзицюань, на котором все движения совершаются не усилиями мышц, действующих по приказу разума, а действием энергии, поступающей из дань-тянь и направляемой разумом в нужную конечность или части тела.

При этом ученик совершенно не думает о координации тела и траектории движения рук и ног. Они движутся сами по себе в правильном ритме, правильным образом и в нужном направлении автоматически.

Таким образом одиночное упражнение превращается из физического в энергетическое. Практикующий тайцзицюань управляет волнами энергии и ощущает воздействие на свое тело ответного воздействия энергии окружающей среды. На этом этапе овладения одиночным комплексом тайцзицюань сотрудник достигает высокой сенсорной чувствительности до способности ощущать присутствие, взгляд или намерение человека, или существа, которых он не видит в данный момент.

Кроме того, он способен направлять свою энергию не только в любую часть своего тела в его физических границах, но и за пределы своего тела в любую точку пространства или в любую часть тела другого человека или существа. Появляется способность управлять весом своего тела, энергиями другого происхождения, например, энергией других людей, животных, растений.

Важным источником этих возможностей и непременным условием благополучного их применения является строгое следование человека морально-этическим нормам гуманности в широком смысле этого слова, законам гармонии с окружающим миром.

 На третьем круге усвоения комплекса поведенческих навыков сотрудник овладевает информационным аспектом комплекса тайцзицюань. Т.е. теперь для того, чтобы поднять руку, он не задумывается о координации и усилии мышц, траектории движения и др. механических аспектах, а также не думает о том, куда и сколько направить энергии из дань-тянь. Он лишь рисует в своем воображении картину события, вызывающего поднятие руки. [2]

Например, для осуществления подъема руки и поворота корпуса со смещением центра тяжести он может представлять себе летящий в лицо кулак противника, или тычок шестом, или летящий в грудь камень и т.п. Как только он представляет себе такую картину, его тело само по себе совершает весь необходимый комплекс движений в нужном темпе, с нужной скоростью, амплитудой и силой по оптимальной траектории.

Успешное овладение одиночным комплексом тайцзицюань на уровне третьего круга позволяет сотруднику действовать в любой ситуации риска, возникающей неожиданно, незамедлительно, экономно, с наибольшей эффективностью и адекватно, т.е. в строгом соответствии (с точки зрения этики боя) силы ответного действия степени риска, т.е. силе агрессии противника и ее опасности.

Эта способность действовать спонтанно распространяется не только на ситуации риска, но и практически на все аспекты деятельности сотрудника, требующие его немедленных адекватных реакций на неожиданный вызов: меткий ответ на неожиданно заданный вопрос, хорошо координированные движения в игровых и спортивных ситуациях, отсутствие серьезных травм даже при сильных падениях или ударах, успешное уклонение или избегание серьезных столкновений как физических, так и энергетических, и интеллектуальных. [3]

Таким образом, данный список можно было бы продолжать бесконечно. Можно без преувеличения сказать, что успешное практикование методики трех кругов применительно к формированию любых из перечисленных навыков ситуации риска способно в значительной степени решить проблему восполнения пробела в защищенности сотрудников правоохранительных органов и членов их семей в суровых условиях современной действительности.

Литература

  1. Вестбрук А., Ратти О. Айкидо и динамическая сфера. Пер. с англ. Палец Д. и КалитенкоБ. Киев. 1997. — 368 с.
  2. Валерий Момот. Мистическое искусство ниндзя.Киев.1995-352с.
  3. Дайсэцу Судзуки. Дзэн- Буддизм. Сэкида Кацуки. Основы дзэн-буддизма. Практика ДЗЭН. Бишкек. 1993. — 672 с.