Пленэр как целостный художественно-педагогический процесс в системе подготовки педагогов декоративно-прикладного искусства

9 марта 6:58
УДК 741.021.2

Развитие российского высшего профессионального образования формирует повышенные требования к подготовке высокоспециализированных специалистов. Вхождение России в единое Европейское образовательное пространство и подписание Болонской конвенции делают высшее образование неотъемлемым и существенным компонентом будущей профессиональной деятельности выпускников. При подготовке студента Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования требует учета профессиональной специфики, реализации задач будущей деятельности. Данная задача стоит и перед подготовкой специалистов художественной направленности педвузов.

      Навыки педагога декоративно-прикладного искусства составляют целостный художественно-педагогически процесс, который обеспечивает надежность и качество выполнения профессиональной деятельности. Изобразительно-педагогические способности в системе подготовки студентов проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами осуществления деятельности художника-педагога. Негативное влияние на качество подготовки студентов педвуза направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», оказывает не способность работать в коллективе, самостоятельно организовывать учебную деятельность, передавать предметные знания, недостаточно развитые изобразительные и педагогические способности.

      Научные исследования и положительный опыт педагогов-художников во многом совершенствовали процесс освоения дисциплины «Пленэр», но актуальность рассматриваемой темы остаётся. Пленэрная практика естественное продолжение и дополнение обучения дисциплин «Рисунок» и «Живопись». На пленэре появляется возможность применить полученные на занятиях по рисунку знания и умения в новой обстановке, обогащается и воспитывается интерес к живой природе, природным явлениям и формам. Приобщаясь к миру природы, осознавая красоту и ценность жизни, обучающиеся учатся бережно относиться ко всему живому. В системе подготовки педагогов декоративно-прикладного искусства одной из первоочередных задач профессионального образования является пленэр-как целостный художественно-педагогический процесс, задающий содержание, объём и организационные формы учебной практики по изобразительному искусству и выявляющий эффективные методы и приемы пленэрной подготовки будущих педагогов-художников. Для того, чтобы быть востребованным на рынке образовательных услуг, выпускник современного высшего профессионально-педагогического вуза должен обладать:

 – мобильностью и гибкостью в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельностью в приобретении необходимых знаний и творческом применении их в профессиональной деятельности;

– самостоятельностью творчески мыслить, способностью выдвигать новые креативные идеи, творчески мыслить;

 – способностью к саморазвитию культурного уровня, собственной нравственности, интеллекта;

– коммуникабельностью, уметь работать сообща, находить выход из любых конфликтных ситуаций.

     Пленэр выступает одним из необходимых видов учебной деятельности. На пленэре гармонично протекают взаимосвязанные процессы познания природы и роста профессионального мастерства. Самостоятельность в выборе материала для исполнения, мотива, точки его восприятия, освещения, ограничение времени на исполнение и т.д. требуют мобилизации энергии и предметных умений студента, что само по себе способствует развитию его способностей, необходимых в деятельности художника-педагога [3]. Пленэр выступает как возможность вовлечения каждого студента в познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной творческой деятельности. В методике преподавания пленэра возникает противоречие между объективной необходимостью актуализации профессионального становления студентов декоративно-прикладного искусства и отсутствием целостной методической модели развития изобразительных и педагогических способностей, разработанной на основе контекстного и деятельного подходов в обучении. Анализ данных противоречий наблюдается в увеличении профессиональных затруднений на пленэре, а также увеличение оснований для совершенствования творческой и педагогической направленности обучения студентов живописи, рисунку, композиции.

       В организации пленэра в разных группах, на протяжении 5 лет наблюдаются определенные черты сближения по уровню профессиональной подготовки среднего художественного и высшего педагогического образования. На направление «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» поступают абитуриенты разного уровня художественной подготовки, окончившие с отличием школу искусств, художественное училище и имеющие многолетнюю практику работы на пленэре, а также выпускники школ, впервые узнавшие понятие пленэр. Во время практической работы преподаватель неоднократно делает целевые обходы: осуществляет контроль правильности выбора художественных средств и выполнения приемов рисунка, оказывает помощь студентом, испытывающим затруднения, и в обязательном порядке ведет контроль объёма и качества выполненной работы.

     Наблюдая за работой обучающихся на пленэре, наряду с яркими отдельными успехами в работе над этюдами процветает безразличие и инертность студентов. При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы большинство обучающихся используют в работе фотографии, интернетные картинки, вместо живой натуры. Сокращение интереса студентов к наблюдательности, ведет затруднениям зрительного восприятия и памяти при выполнении быстрых зарисовок и краткосрочных этюдов. В последствии обучающиеся проявляют не уверенность в работе. У них слабо развивается глазомер, укрепляющий твердость руки, чувство пропорциональности в работе, не хватает фантазии на разработку композиций на основе выполненных зарисовок [2]. А.А. Пластов любил повторять, что работа над этюдами- самая что ни на есть высшая школа. Этюды нужны как способ изучения природы, а природа выступает творческим источником для проектной деятельности. Студенты не видят межпредметной связи дисциплины «Пленэр» с другими дисциплинами профессионального цикла. А ведь этюды и наброски вполне можно использовать при работе на дисциплине «Современная живопись» или «Композиция орнамента». Работа над развитием творческих способностей студентов дает возможность вовремя увидеть, разглядеть процесс формирования их в будущих специалистов, обратить внимание и понять, какому качеству обучающегося нужна поддержка в творческо-педагогическом становлении. Работоспособность студента напрямую связана с уровнем его творческого развития. Система профессиональной подготовки будущих педагогов-художников ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в творческом достижении.

      Уровень качественных различий в индивидуальной подготовке студентов проявляется в обезличенности и застылости традиционных фронтальных форм и методов руководства коллективной пленэрной практикой. Это наглядно проявляется в стереотипном применении отдельных приемов работы с натуры, в монотонности и мелочной проработке второстепенных деталей, в стремлении любой ценой нарисовать благополучную «картинку» в ущерб развитию профессиональных навыков живой этюдной практики. Применение метода индивидуальных заданий и самостоятельной композиционно-тематической работы оказывает на студентов существенное воспитательное влияние и способствует формированию профессионализма будущих специалистов. При целостном художественно-педагогическом процессе подготовки обучающиеся, благодаря творческой деятельности, самостоятельно реализовывают свои возможности. В отличие от учебной, творческая деятельность способствует проявлению у будущего специалиста креативного мышления, самореализации и реализации собственных идей. Развить способности студента в творческой деятельности можно с помощью решения поисково-творческих задач. Поэтому в рамках творческой деятельности пленэр выступает как целостный художественно-педагогический процесс в системе подготовки педагогов декоративно-прикладного искусства и формирует интерес к поиску, нахождению и воплощению в жизнь новых решений, необычных способов достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

      Накопление студентом опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт студента, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу. Групповая форма развивает умение согласовывать свою позицию с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые направления поиска. Коллективная форма дает возможность студенту выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи. Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между студентами, так и между студентами и преподавателем. Целостный художественно-педагогический процесс в условиях пленэра влияет на развитие творческих способностей студента и открывает новые перспективы в подготовке педагогов декоративно-прикладного искусства при условии:

– сформированного интереса у студентов к выполнению творческих заданий;

– творческой реализации пленэрной практики как важнейшего компонента в самостоятельной деятельности студента;

– творческой деятельности, которая осуществляется при взаимодействии студентов друг с другом и с педагогом.

      В ходе освоения пленэрной практики студент должен стремиться воспитывать в себе настойчивость, инициативность, трудолюбие. Эти качества определяют профессиональную подготовку студента как будущего педагога. Инициативность и творчество относятся в психологии к сложным интеллектуально-психическим реакциям, которые невозможно вызвать приказом или распоряжением. Поэтому студенту необходимо поддерживать и развивать в себе стремление к самостоятельной творческой работе, даже если ее результаты на первых порах будут весьма скромными [5].

Библиографический список

  1. Игнатьев П.А. Проведение городской пленэрной практики у будущих художников традиционного прикладного искусства// [Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/provedenie-gorodskoy-plenernoy-praktiki-u-buduschih-hudozhnikov-traditsionnogo-prikladnogo-iskusstva- (дата обращения 01.02.20)3.
  2. Львова, Е.В. Пленэр как эффективная форма художественного образования// История, археология и искусство: новые задачи и проблемы исследования: сборник научных трудов по материалам I Международной научн.-практ. конф.25сентября2017, Н.Новгород. Н.Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2017. — С.37-46

3.Павленкович, О. Б. Развитие изобразительных и педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов на пленэре//Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс]URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-razvitie-izobrazitelnyh-i-pedagogicheskih-sposobnostey-studentov-hudozhestvenno-graficheskih-fakultetov-na-plenere#ixzz6CWnowBgm-(дата обращения 30.01.20)

4.Ростовцев, Н.Н. «Академический рисунок» учебник для студентов художественно графических факультетов пед институтов/ Москва. Просвещение 1984

  1. Сайдаматов, Ф. Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки// «Молодой ученый». – Чита, 2012г.- №8

Том 2.-С.374-376