ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ГИПЕРАКТИВНЫМ УЧЕНИКОМ

1 июня 9:13

Условия развития современного общества выдвигают к педагогу новые требования, которые, предусматривают формирование педагогической толерантности. С одной стороны толерантность можно рассматривать, как средство достижения поставленных воспитательных и образовательных целей, с другой, – как одну из задач воспитательного процесса. Педагог должен не только со стороны видеть окружающую жизнь, но и чувствовать, сам переживать её, ставя себя на место тех, с кем ему приходится взаимодействовать, понимать чужие горе или радость, любовь или ненависть, то есть быть чутким к людям и отзывчивым на их проблемы.

Понимать ребенка, сочувствовать ему, принимать таким, какой он есть – все это необходимое условие педагогической толерантности. Так же, толерантность включает в себя открытое и доверительное общение и с учениками, и с коллегами. Толерантный педагог, благодаря особой профессиональной тактике своего поведения по отношению к детям, добивается большей результативности. Толерантность – это необходимая составляющая работы любого педагога, способствующая формированию гармонично развитой личности не только ребенка, но и самого учителя.

Но, как показывает практика, в сфере образования есть, как толерантные, так интолератные учителя. Что такое толерантный педагог?  Это профессионал, критически относящийся, в первую очередь к себе. Знающий свои достоинства и недостатки, не стремящийся во всем обвинять окружающих. Понимающий существенный разрыв между «Я-идеальным» и «Я-реальным», с достаточно выраженной эмпатией, берущий на себя ответственность за происходящее, признающий многообразие мира, позиций и мнений разных людей. Такой педагог, стремится к личной независимости, ориентирован на себя, обладает чувством юмора, способен посмеяться над собой, предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

         Интолерантный педагог принципиально отличается от толерантного — он не критичен к себе, видит в своей личности больше достоинств, чем недостатков, в своих неудачах чаще обвиняет других, чем себя. У такого педагога практически совпадают «Я-идеальное» и «Я-реальное», эмпатия у него, практически, не выражена. Интолерантный педагог делит мир на черное и белое, людей – на хороших и плохих. Для него во всем важен порядок, особенно социальный. Он стремится принадлежать к общественным институтам. Часто пытается  снять с себя ответственность за происходящее, предпочитает авторитарное общество с сильной властью, имеет слабовыраженное чувство юмора.

Интолерантное поведение учителя напрямую связано с понятием «эмоционального выгорания». Педагоги чаще представителей других профессий, связанных с общением между людьми, подвержены эмоциональному выгоранию — приобретенному психическому состоянию, когда расходуются его энергетические и эмоциональные ресурсы, из-за постоянного напряжения, стресса снижается эмоциональная чувствительность к детям и ситуациям. В результате педагог становится равнодушным, грубым, перестает сопереживать, соучаствовать, интересоваться жизнью и успехами своих учеников, начинает воспринимать работу, как каждодневную рутину.

В школьной практике учителя начальной школы во взаимодействии с гиперактивными учащимися допускают по разным причинам много коммуникативных ошибок, но прежде всего от незнания  понятия «синдрома дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). В процессе обучения учителя начальной школы не  учитывают индивидуальные особенности таких учеников, педагоги не хотят самостоятельно разбираться в этом вопросе, что  приводит к профессиональной некомпетентности и интолерантному поведению учителя  во взаимодействии с гиперактивным учеником на уроке.

Стресс для педагогов носит двойственный характер. Информационный стресс — связан с перегрузками информацией, необходимостью оперативно принимать решения при высокой степени ответственности за последствия. Эмоциональный стресс — характеризуется эмоциональными сдвигами, изменениями в характере деятельности, нарушениями поведения. Повышенная напряженность приводит либо к агрессии и эмоциональным срывам, следствием которых становится несдержанность, окрики и оскорбления, либо к пассивно-защитным реакциям. Эмоциональная разрядка педагога за счет окружающих становится причиной невротизации учебного процесса и самих обучающихся. Если неблагоприятная, психотравмирующая ситуация продолжается длительное время, она приводит к нервному истощению. В последние годы ухудшается здоровье учащихся, появляются все больше и больше детей страдающих синдромом дефицита внимания  с гиперактивностью и во многом это определяется именно невротизирующей обстановкой в обществе, а в школьные годы усугубляется здоровье детей психологической безграмотностью, интолерантностью и непрофессиональным подходом учителей к детям с определенными особенностями, склонностями и способностями.

Рассмотрим в качестве примера две ситуации, происходившие на уроке литературного чтения во втором классе у преподавателей Л. и Н. Напомним, что в обоих классах  обучается учащийся, страдающий синдром дефицита внимания с гиперактивность (СДВГ), то есть такому ребенку присущи  следующие клинические проявления заболевания определяющиеся тремя основными симптомокомплексами: гиперактивностью, невнимательностью и импульсивностью. Педагог начальных классов должен знать, что дети с СДВГ не в состоянии неподвижно сидеть во время занятий. Они не могут контролировать своё импульсивное поведение. Гиперактивные дети не в состоянии дожидаться  своей очереди, на занятиях у таких детей наблюдается «импульсивный стиль работы»: они нетерпеливые, прерывают других учеников или учителя, выкрикивают ответы с места, их демонстративное  поведение объясняется  немедленным желанием признания их успехов и похвалой учителя. Говоря о детях с СДВГ, чаще всего имеется в виду повышенная их отвлекаемость и снижение концентрации внимания. У детей с СДВГ отмечается недостаток поддерживаемого внимания, это проявляется в невозможности длительного выполнения понятного, ставшего неинтересным задания.

На нашем уроке-примере учителем проверяется домашнее задание: чтение наизусть стихотворения  С. Есенина  «Берёза». Преподаватель Л. начала опрос  в алфавитном порядке строго по списку сверху вниз. Фамилия гиперактивного ученика начинается на букву Ч., а это значит, что ему придется дожидаться своей очереди весь урок. Ученик Ч.  на пятнадцатой минуте урока начинает нервничать, беспокоится, что его не успеют спросить и он решается на самостоятельный ответ, поднимая несколько раз руку вверх, чтобы его педагог быстрее заметил, на что учитель Л. делает ему замечание.

Учитель: Ты мне мешаешь, Ченцов. Не отвлекай класс. Когда дойдет до тебя очередь, тогда и выступишь. Сиди ровно и не крутись.

Ученик: Любовь Сергеевна, прошу Вас спросите меня сейчас, я выучил стихотворение.

Педагог на это только отворачивается, демонстративно игнорирует гиперактивного  ученика. Проходит еще минут пять, и ученик Ч. снова от нетерпения тянет руку, вопрошая учительницу обратить на него внимание.

Учитель: Ченцов, ты, что глупый, не понимаешь, что ты мешаешь своим одноклассникам, а вдруг Маша из-за тебя собьётся и я поставлю ей тройку. Сиди тихо, а то я родителям твоим позвоню.

Ученик: Любовь Сергеевна, ну, пожалуйста, спросите меня. Я учил, я хочу Вам рассказать.

Но учитель и на этот раз не спросила ученика, настойчиво оставаясь стоять на своем решении. И вот на середине урока ученик Ч. в очередной раз поднял руку, начал трясти ее, приподнимаясь с места, чтобы только учитель вызвала его к доске. Рассерженная учительница быстро подходит к парте гиперактивного ученика Ч. и начинает при одноклассниках стыдить и повышать на него голос.

Учитель: Всё моё терпение лопнуло! Ты, что ненормальный, неадекватный, потерпеть не можешь!? Я же сказала, что спрошу тебя, когда дойдет твоя очередь по списку, значит нужно было сидеть смирно, как все ученики и слушать других. Если ты не умеешь вести себя, вставай и выходи из класса, стихотворение ты будешь читать сегодня в коридоре, а после уроков к директору!

Ученик Ч. встал из-за стола, опустил голову и безропотно вышел из класса, а учитель Л. продолжила урок.

Рассмотрим аналогичную ситуацию в другом классе. Преподаватель Я. Также начинает опрос по списку, ей нужно также уложится в 45 минут урока и оценить всех учеников. И вот на пятнадцатой минуте урока она обращает своё внимание на суетливое поведение гиперактивного ученика, он беспокоится и часто тянет  руку. Учитель тут же обращает своё внимание на него.

Учитель: Что ты хотел, Егор?

Ученик: Нина Ивановна, спросите меня, пожалуйста, я очень хочу ответить.

Учитель: Хорошо, Егор, я понимаю твое нетерпение. Не волнуйся, времени хватит на всех. Мы сейчас послушаем Катю, а следующий будешь ты, повтори стихотворение и выходи читать стихотворение.

Послушав учителя, ученик Е. успокоился, потому что он знал точно, что его точно спросят,   он с большим удовольствием выступил перед аудиторией класса и  получил положительную отметку.

Учитель: Молодец, Егор, ты порадовал всех нас, а теперь садись за парту и так же внимательно, как слушали мы тебя, послушай своих одноклассников, потому что сегодня на уроке должны успеть выступить все ученики.

 Учитель сдержала слово, она сделала исключение во время опроса домашнего задания и дала возможность выступить гиперактивному ученику без ожидания,  вне своей очереди, она не утверждалась, не нервничала, а с пониманием и спокойствием приняла его природные особенности и позволила получить гиперактивному ученику Е. признание педагога и всего класса. А чтобы избежать дальнейшей ненужной активности гиперактивного ученика, учитель Н. позволила ему до завершения урока  порисовать в тетради.

В одной и той же ситуации    учителя Л. и Н. поступили по-разному: один учитель Н. был уравновешенным, спокойным, мудрым и терпеливым.  В ситуации с учителем Н. подчеркивается социальное единение: «времени хватит на всех», «ты порадовал всех нас», «должны выступить все». Это наглядный пример толерантного взаимодействия учителя с гиперактивным учеником. Другой педагог, наоборот, показал интолерантное поведение, авторитарный стиль общения, педагогом  Л. не были учтены индивидуальные особенности центральной  нервной системы гиперактивного ученика, его психологический  и эмоциональный настрой. Преподаватель Л. нарушила этику педагогического общения, при наличии такого ученика в классе опрос организовала неверно,  не осуществила нужный методический прием, проигнорировала мотивационную  сферу  личности гиперактивного ученика, сформировала отрицательное отношения к ученику всего класса, применила шантаж, унизила и оскорбила личность гиперактивного  ученика.

Таким образом, толерантное педагогическое взаимодействие  носит индивидуализированный, личностный, диалогический характер. В успешном взаимодействии нужно всегда выделять три основных личностных установки педагога: принятие любого ученика таким, какой он есть; эмпатическое  понимание детей (сочувствие, сопереживание); открытое общение взрослого человека с ребенком. А от личностного потенциала учителя, от его профессионального уровня, от эмоционально-волевого настроя, от осуществления  толерантного подхода к индивидуальным особенностям гиперакитивных учеников и от когнитивных показателей психологической готовности взаимодействия с ними зависит успешность всего учебного процесса.

Список литературы:

  1. Ануфриева Ю.В., Гречко Д.Е. ТОЛЕРАНТНЫЙ ПЕДАГОГ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(7).pdf (дата обращения: 01.12.2019)
  2. Бондырев С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. — М.: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2003. —240 с.
  3. Введение в педагогику толерантности: учеб. пособие для ст—тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 80 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 9).
  4. Гордиенко, Н. В. Психологическое сопровождение профилактики профессиональной деформации личности педагога // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Российская академия образования. Пятигорск, 2008
  5. Карманова Ж.А., Шкутина Л.А., Маженова Р.Б., Конхашева У.М., Алшинбаева Ж.Е. толерантность – профессиональное качество современного педагога // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 33-35; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4116 (дата обращения: 18.05.2019).
  6. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие, Ростов н/Д, 2010 г.
  7. Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
  8. ПоваренковЮ.П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности  учителя  //  Вопросы  психологии  внимания:  сб.  науч. трудов / под ред. проф. В.И.Страхова. -Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2013. -Вып. 21. -256с.