Формирование успешной адаптации и предупреждение развития дезадаптивного состояния сотрудников как основная задача психологической службы исправительных учреждений.

31 июля 7:59

Несение службы в исправительных учреждениях является одной из ряда психологически тяжелых профессий. Многие психологи исследовали влияние данной профессиональной деятельности на психологическое состояние, установки, мышление, чувства и восприятие мира сотрудников ИУ. Так как служба в ИУ наполнена экстремальными и стрессовыми ситуациями, психологи пришли к выводу, что в данном звене присутствует феномен “туннельного мышления”. Первым ввел понятие “туннель реальности” американский психолог и писатель Тимоти Лири (1980-е гг.). В таком состоянии личность адекватно реальность чаще всего не воспринимает, также уходит пластичность поведения и возникают неврозоподобные расстройства. Известно, что, если организм человека находится в длительном напряжении невротического характера, то это будет способствовать развитию различных заболеваний.

М.С. Роговин отмечает, что при длительном стрессе возникают физиологические и психологические изменения, причем физиологические изменения могут почти не проявляться внешне [6].

А. Н. Крылов, в свою очередь, утверждает, что в этом состоянии человек приходит к структуре конкретного восприятия, к сложностям переключения внимания, а также единовременного совмещения нескольких признаков [4].

Недавно поступившие на службу в ИУ сотрудники испытывают трудности в адаптации: личность пребывает в состоянии нервно-психического напряжения с сопутствующими пограничными синдромами психических нарушений, которые способствуют дезадаптации. Существуют такие виды дезадаптации как — патогенная и деструктивная.

Патогенная дезадаптация связана с изменениями в психике человека, по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер — психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов.

Деструктивная несет за собой последствия в виде преднамеренной порчи отношений с коллегами и окружением, отчужденности, потере интереса к деятельности, повышенной тревожности и ухудшению здоровья.

Проблема психического здоровья и работоспособности лиц, исполняющих служебные обязанности в условиях воздействия экстремальных факторов, все чаще привлекает большое число исследователей.

Васильев В.Л. предлагает перечень личностных характеристик, осложняющие, в тоже время делают невозможной успешную адаптацию [2, с.189]. К такой совокупности личностных свойств Васильев В.Л. относит: социальную сторону; реконструктивную сторону (стереотипность и консервативность в подходе к решению задач); организационную сторону; удостоверительную сторону (небрежность); коммуникативную сторону; Поисковую сторону (невнимательность, отсутствие поисковой доминанты).

В условиях отсутствия своевременной психологической помощи у сотрудников ИУ могут сформироваться личностные, психические нарушения и расстройства, а также поведенческие отклонения от социальной нормы (различные социально не одобряемые формы, так называемого, девиантного поведения), которые также негативно могут проявиться в процессе их общения в социуме [11, с.311].

Первостепенной задачей психологической службы в условиях исправительных учреждений является своевременное осуществление психодиагностических, психопрофилактических, психокоррекционных и просветительских мероприятий для успешной адаптации и предупреждения развития дезадаптивных состояний сотрудников [7, с.276].

Психодиагностика предполагает изучение структуры личности, степени выраженности эмоциональных нарушений, оценку степени переживаемого стресса на рабочем месте и другие показатели, которые помогают наблюдать динамику психического состояния сотрудников УИС в процессе длительной адаптации. При тестировании целесообразно использование традиционных методик исследовании личности: 16-факторный опросник Кеттелла, тест М. Люшера, Сонди, Арт-тест, Лири и Розенцвейга.

Комплекс данных методик позволяет оценить адаптивные возможности каждого конкретного сотрудника и получить представления о возможных социально-психологических и медико-психологических последствиях выполнения профессиональных обязанностей в условиях экстремальности, т.е. построить социально-психологический прогноз в виде «заключения о предстоящем развитии на основании исходных данных», что позволяет в случае необходимости разработать индивидуальную психокоррекционную программу.

Психопрофилактическое направление предполагает проведение консультирования сотрудников и членов их семей по вопросам профессионального, а также личного характера; лекций, практических занятий, тренингов по вопросам общей и педагогической психологии, а также специальной — пенитенциарной. С учетом психологического содержания профессиональной деятельности сотрудников УИС и показателей успешной адаптации развитие целостной культуры формируется через разработку программ индивидуального профессионального развития, формирование мотивации к успеху, снятие индивидуальных и профессиональных затруднений, овладение техникой саморегуляции, защиты от стресса и др.

Для расширения психолого-управленческих знаний руководителям подразделений необходимо изучение основ психологии управления. На этих занятиях могут рассматриваться проблемы принятия управленческих решений, анализироваться взаимоотношения руководителя и персонала, способы их продуктивного сотрудничества, приемы делового общения и методы решения конфликтных ситуаций. Данный обучающий курс позволяет руководителям овладеть дополнительными знаниями, навыками, необходимыми для эффективной организации работы с личным составом и оптимизации межличностного взаимодействия подразделений.

Для осуществления психокоррекционной работы необходима организация работы комнаты «психологической разгрузки», работающей в следующих направлениях:

— профилактика стрессовых состояний;

— оказание экстренной психологической помощи;

— психокоррекция сотрудников, отнесенных к “группе риска”.                   Очевидно, что для проведения психокоррекционной работы необходима специальная практическая база. Большие возможности в этом направлении открываются при использовании компьютерных обучающих технологий, учебных видеофильмов и других форм воздействия. Методы групповой психокоррекции направлены на формирование коммуникативных и рефлексивных умений, которые являются показателем соответствия специалиста предъявляемым квалификационным требованиям [9, 20].

           Одним из важных направлений в деятельности психолога ИУ считается психологическое просвещение, где главной задачей является как ликвидация дефицита в психологической информации, которая так необходима сотрудникам, формирование потребности в ее овладении, так как современной информационной культуре, в которой актуализирован навык универсальной синтетичности, необходим человек-универсал, способный универсально, глобально и рефлексивно мыслить [3, с. 100].  При проведении просветительской работы целесообразно проводить лекции, семинары, просмотр и осуждение учебных фильмов [10, с. 204].              

 Таким образом, для комплексного формирования успешной адаптации сотрудников УИС к профессиональной деятельности в условиях экстремальности необходимо создание комфортного психологического и образовательного пространства, так как риск в экстремальных профессиях должен быть человеку известен, просчитан и даже испробован каким-либо способом. Причем уровень сформированности целостной культуры сотрудников ИУ будет являться как показателем обучения (приобретенные психологические знания, сформированные коммуникативные, рефлексивные, управленческие умения и т.д.), что «предполагает непрекращающийся процесс развития сознания и интеллекта человека» [1, c. 143], так и показателем успешной адаптации личности к длительному функционированию в опасных условиях деятельности.

 

Список литературы

  1. Балабай С.В. Ценностное измерение образовательных практик // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 4 (33).
  2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. — Учебник. СПб. 6-е изд., перераб. 2015. — 234 с.
  3. Иванова З.И., Антошина Е.С. Инновационные процессы в образовании прикладной аспект// в сборнике: Актуальные проблемы энергетики АПК материалы VIII международной научно-практической конференции, 2017. С. 100–102.
  4. Крылов, А.А. Психология (2-е издание). — СПб., Изд. Проспект., 2016. — 496 с.
  5. Лири, Т., Стюарт, М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Под ред. Митрофановой, И. — СПб., «Экслибрис»., 2015. — 224 с.
  6. Роговин, М.С. Психологическое исследование. Ярославль: ЯрГУ, 2019. — 221 с.
  7. Сафронова, И.Н. Психолого-педагогическая система подготовки личного состава ИК как фактор служебной адаптации и профилактики профессиональной деформации // Опыт и актуальные проблемы совершенствования психологической службы УИС- Материалы научно-практического семинара. М., 2019. — 312 с.
  8. Шорина А.В. Рефлексивные умения как образовательный результат //Глобальный научный потенциал. 2016. № 7 (64).
  9. Шорина, А.В. «Проблема необходимости функционирования профессиональной психологической службы в организации и значение сформированности рефлексивных умений у её сотрудников» // Гуманитарные и социальные науки. –2019. – N 3. – С. 198–208.
  10. Шорина, А.В. Значение формирования рефлексивных умений у будущих бакалавров психологии для работы с клиентами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации // Сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в истории и современности: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 110-летию Иркутского Педагогического института – Иркутск, 2019. – С. 308–315.