РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ ТАКСИ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

11 июня 4:32

Благодаря изучению предпочтений потребителей возможен конечный успех в конкурентоспособности и прибыльности предприятия. Для того чтобы принять оптимальное управленческое решение в условиях конкурентной борьбы, организациям нужно располагать большим объемом информации. Необходим систематический сбор информации, что совершенно невозможно без проведения маркетинговых исследований. [1]. Для того чтобы разработать рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности услуг такси «Такси-Максимум» в декабре 2019 года было проведено маркетинговое исследование. В ходе которого выяснилось процентное соотношение клиентов организации «Такси-Максимум» по половозрастным группам — мужчины и женщины, в возрасте 15-19 лет, 20-39 лет, 40-59 лет, более 60 лет (таблица 1).

Таблица 1 – Распределение общего числа потребителей «Такси-Максимум» по половозрастным группам

Пол

Мужчины

Женщины

Возраст (лет)

15-19

20-39

40-59

>60

15-19

20-39

40-59

> 60

Доля данной категории в общем числе потребителей «Такси-Максимум» (% )

3,4

16,7

18,5

4,1

5,3

20,9

23,6

7,5

 

Таким образом, основными группами потребителей компании «Такси-Максимум» являются женщины, возрастных категорий «40-59» и «20-39» лет; мужчины в возрасте «40-59» и «20-39» лет. А клиенты возрастной категории «15-19» и старше 60 лет — являются самыми немногочисленными группами потребителей и среди женщин, и среди мужчин для рассматриваемой компании. Для составления списка пожеланий и нужд потребителей услуг такси было проведено анкетирование, в ходе которого, случайным прохожим, периодически пользующимся услугами такси, было предложено заполнить анкету. В данном исследовании участвовали 120 мужчин и 136 женщин. Для упрощения анализа результатов анкетирования участники анкетирования были распределены по тем же половозрастным группам, что и участники описанного выше исследования отдела маркетинга.

Для каждой фирмы, осуществляющей услуги такси, характерен свой набор дополнительных сервисов, оказываемых потребителям, что является конкурентным преимущество модной фирмы по сравнению с другими.  

В ходе анкетирования, были выяснены, следующие пожелания и нужды потребителей, в отношении дополнительных сервисов (таких как: «Трезвый водитель»; «Детское кресло»; возможность заказа такси на определенное время; возможность заказа такси с некурящим водителем; возможность курения во время поездки; возможность заказа такси различным способом (по телефону, через мобильное приложение); выбор музыкального сопровождения; остановка для совершения необходимых в поездке покупок и определена их значимость. Вопросы об этих дополнительных сервисах были включены в анкету.

Участники исследования должны были оценить важность параметров лично для себя по шкале от 1 до 5 баллов (1-минимальное значение показателя, 5- максимальное). Ответы участников анкетирования сведены в таблицу 2 (таблица составлена с учетом данных таблицы 1, для наглядности и анализа исследуемых параметров).

Таблица 2 – Оценка значимости дополнительных сервисов для потребителей

Дополнительные услуги

Мужчины

Женщины

15-19

20-39

40-59

>60

15-19

20-39

40-59

>60

«Детское кресло»/ бустер (наличие в автомобиле такси детского кресла, если пассажир поедет вместе с ребенком)

1,1

2,4

1,9

1,2

2,2

4,1

2,3

2,2

Возможность заказа такси на определенное время

3,4

4,1

4,6

3,8

3,1

4,9

4,6

4,0

Возможность заказа такси с некурящим водителем

3,7

2,4

1,8

4,2

4,1

4,2

4,8

4,8

Возможность курения во время поездки

2,3

3,1

1,3

1,2

2,1

1,9

1,4

1,0

Возможность заказа такси различным способом (по звонку оператору, через мобильное приложение, с помощью СМС-сообщения, через сайт организации);

4,4

4,2

3,1

2,0

4,5

3,9

1,9

1,2

«Трезвый водитель» (возможность доехать до нужного места на своем автомобиле с водителем, от фирмы, предоставляющей услуги такси)

1,1

3,9

2,9

1,0

1,0

1,8

1,2

1,0

Выбор музыкального сопровождения

3,9

2,1

2,0

3,4

3,4

2,2

3,7

3,8

Остановка для совершения необходимых в поездке покупок

1,8

2,6

2,1

1,2

2,4

4,1

3,3

1,6

Доля данной категории в общем числе потребителей «Такси-Максимум» (% )

3,4

16,7

18,5

4,1

5,3

20,9

23,6

7,5

 

Исходя из данных, представленных в таблице 2, видно, что для самой многочисленной категории потенциальных и реальных потребителей компании «Такси-Максимум», женщин в возрасте 40-59 лет, наиболее важными являются следующие дополнительные услуги: возможность заказа такси с некурящим водителем (4,8); возможность заказа такси на определенное время (4,6); выбор музыкального сопровождения (3,7).

Для следующей по величине категории потребителей организации «Такси-Максимум», женщин, возрастом 20-39 лет, наиболее предпочтительными являются следующие дополнительные услуги: возможность заказа такси на определенное время (4,9); возможность заказа такси с некурящим водителем (4,2); «Детское кресло»/ бустер (наличие в автомобиле такси детского кресла, если пассажир поедет вместе с ребенком) (4,1); остановка для совершения необходимых в поездке покупок (4,1); возможность заказа такси различным способом (по звонку оператору, через мобильное приложение, с помощью СМС-сообщения) (3,9). Следующей по многочисленности категорией потребителей компании «Такси-Максимум» является категория мужчины, в возрасте 40-59 лет. Для данной группы наиболее важными являются следующие дополнительные услуги: возможность заказа такси на определенное время (4,6); возможность заказа такси различным способом (по звонку оператору, через мобильное приложение, с помощью СМС-сообщения) (3,1).

Таким образом, видно, что потребители не полностью удовлетворены услугами компаний, предоставляющих услуги такси. Следовательно, можно сделать вывод о том, что добавление таких услуг как: возможность заказа такси с некурящим водителем; возможность заказа такси на определенное время; «Детское кресло»/ бустер (наличие в автомобиле такси детского кресла, если пассажир поедет вместе с ребенком); остановка для совершения необходимых в поездке покупок; возможность заказа такси различным способом — повысит лояльность рассматриваемых категорий потребителей, что приведет к увеличению количества клиентов,  что в конечном итоге повысит прибыль компании и улучшит ее конкурентоспособность.

Итак, проанализируем требования и пожелания клиентов, и возможностей, которыми располагает ООО «Такси-Максимум» для удовлетворения этих пожеланий. Возможность заказа такси с некурящим водителем. В компании «Такси-Максимум» данной услуги нет, в первую очередь, потому что цены ниже, чем у конкурентов, из чего вытекает более низкий уровень оплаты труда водителей. Следовательно, некурящие водители, которые ценятся априори выше, переходят работать к конкурентам, а остаются те водители, которых конкуренты на работу не приняли либо те, которые хотят более удобные и комфортные для себя условия работы, без лишних требований и ради этого согласны на более низкий уровень оплаты труда. Так, в виду невысокого заработка, нельзя требовать от водителей выполнения данной услуги, так как у курящего водителя исчезнет желание работать в данной компании и ему проще будет «не курить» за более высокую плату. А в материальном стимулировании некурящих водителей, также, в данном случае нет смысла, так как таких водителей мало и нет гарантии, что именно некурящий водитель сможет выехать на данный вызов.

Возможность заказа такси на определенное время. Данную услугу также компания «Такси-Максимум» не оказывает, ввиду недостаточного количества водителей. Но, впрочем, данную услугу возможно реализовать следующим образом. Принимать заказы на определенное время не позднее, чем за 3 часа до предполагаемого времени исполнения заказа.

«Детское кресло»/ бустер (наличие в автомобиле такси детского кресла, если пассажир поедет вместе с ребенком). В компании «Такси-Максимум» данной услуги нет. Для ее реализации требуются дополнительные расходы, связанные в основном с покупкой детских автокресел/ бустеров. Но, со временем, данный вид сервиса необходимо реализовать. Остановка для совершения необходимых в поездке покупок. Данную услугу также компания «Такси-Максимум» не оказывает. Но ее можно и нужно реализовать, так как во время остановки никаких затрат, кроме временных, водитель не несет, а эти временные затраты оплачиваются. Возможность заказа такси различным способом (по звонку оператору, через мобильное приложение, с помощью СМС-сообщения). Организация «Такси-Максимум» заказ такси принимает всеми тремя способами. Но, мобильное приложение компании «Такси-Максимум», ввиду того, что появилось недавно, не доработано и имеет ряд недостатков, над которыми необходимо работать IT отделу предприятия. В ходе маркетингового исследования было выявлено, что 28% опрошенным удобнее осуществлять заказ такси через мобильное приложение, поэтому при улучшении мобильного приложения такси увеличится конкурентоспособность рассматриваемой организации.

По мнению автора, реализация данных мероприятий и устранение выявленных недочетов позволят повысить уровень конкурентоспособности услуг такси компании «Такси-Максимум».

Литература

  1. Неуструева А.С. Выявление потребительских предпочтений при покупке рыбной продукции в России // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 1 (35). С. 66-68. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41667898

м