О СКЕПТИЦИЗМЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К РАЗУМУ И ЧУВСТВАМ В РАБОТЕ Д. ЮМА «СОКРАЩЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТРАКТАТА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»

11 июля 9:31

Философия, которая содержится в «Сокращенном изложении трактата о человеческой природе», является весьма скептической и стремится дать нам представление о несовершенствах и узких пределах человеческого познания. Почти все рассуждения сводятся к опыту, и вера, которая сопровождает опыт, объясняется лишь посредством специфического чувства или яркого представления, порождаемого привычкой.

В данной работе мы попробуем выяснить, что автор подразумевал под скептическим отношением к разуму и чувствам, как они друг с другом взаимодействуют, влияют ли они на представления о жизни каждого человека, и что может влиять на разум и чувства.

Автор в своем трактате многократно утверждает, что разум, то есть мысленное восприятие каких-либо действий одних объектов по отношению к другим, вытекает из ранее полученного опыта наблюдения за этими объектами. Нельзя с ним не согласиться. Достаточно вспомнить себя в детстве, допустим, или понаблюдать за ребенком со стороны. Дети стремятся везде заглянуть, все потрогать, осмотреть, порой даже попробовать на вкус. Почему они это делают? Потому что не могут представить, что предмет, вызвавший у них интерес, из себя представляет, что с ним будет, если его толкнуть, поднять, перевернуть. Но порой бывает так, что родители не уследят за ребенком, и тот обливается, обжигается, укалывается или ударяется чем-то. Это для маленького человека своего рода опыт, который в дальнейшем поможет ему сформировать разумное восприятие предмета. Немного погодя он, если увидит, допустим, крапиву, сразу представит, что будет, если он попробует ее сорвать. Таким образом, чувственное восприятие влияет на формирование разумных представлений об окружающем мире.

Давид Юм в своем трактате говорит о двух родах восприятия – о впечатлении и идее. Когда мы испытываем аффект или эмоцию какого-нибудь рода либо обладаем образами внешних объектов, сообщаемыми нашими чувствами, то восприятие ума представляет собой то, что он называет впечатлением — слово, которое он употребляет в новом значении. Когда же мы раздумываем о каком-нибудь аффекте или объекте, которого нет в наличии, то это восприятие является идеей. Впечатления, следовательно, представляют собой живые и сильные восприятия. Идеи же — более тусклые и слабые. Это различие очевидно. Оно очевидно так же, как и различие между чувством и мышлением. Как можно понять эту разницу? Давайте представим чувство не как эмоцию, а как ощущение. Вот представьте, вы сильно ударились об угол стола. Первую секунду вы боли не ощущаете, но потом, когда импульс доходит до мозга, вы прямо чувствуете, как на место удара накатывают волны боли. Вы хватаетесь за это место, вскрикиваете. Яркие ощущения, безусловно. А теперь вспомните, когда вы на самом деле последний раз стукались обо что-то. Вряд ли вы снова ощутите эту боль, но ударяться снова вам явно не захочется. Вот в этом и разница впечатления и идеи.

Давайте сравним выше представленное с теми родами восприятий, которые предлагает в своем учебнике по психологии В.В. Никандров. Он говорит, восприятия делятся на подмножества: объекты внешнего (объективного) мира и объекты внутреннего (субъективного) мира. Первая группа представлена предметами и явлениями внешней физической и социальной среды субъекта. Вторая группа включает собственные психические явления субъекта и их проявления в его поведении. Это его образы, мысли, чувства, отношения, состояния, мнения, интересы и т.п., а также их объективное выражения в движениях и высказываниях. Какую параллель мы можем здесь провести? Материальные объекты вокруг себя человек исследует прежде всего опытным путем, то есть первый род восприятия по Юму взаимодействует с первым родом восприятия по Никандрову, если можно, конечно, так сказать. Тут же возникнет вопрос: «Но ведь чувства Никандров относит ко второму роду?!». Это так, но мы пока что говорим о чувстве как ощущении, а не эмоции, поэтому все в порядке. Ну а затем, человек осмысливает произошедшее с ним. Тут уже можно говорить о чувствах как об отношении, о мысли. И можно уже ничего не придумывать, так как и Юм, и Никандров второй род восприятия объясняют практически одинаково.

Мы все прекрасно понимаем, что у любого действия есть причина. Будь то падение капли воды с крыши дома, покачивание ветки на дереве или прилетевший в кого-то мячик. Давид Юм на протяжении почти всего первого тома своего трактата повествует о двух бильярдных шарах, один из которых столкнулся с другим. Второй шар покатился, потому что ему передался импульс от первого шара. А почему капля упала с крыши? Первый ответ, который приходит на ум, это то, что все падающие предметы летят вниз, к земле. А почему все предметы летят вниз? Потому что земля их притягивает, это элементарная физика. Почему ветка дерева качается? Тут возможно несколько вариантов: либо подул ветер, либо ее кто-то нарочно толкнул. И мячик, он же не сам по себе полетел, верно? Его кто-то пнул.

На все эти вопросы можно дать ответ, начинающийся с «Потому, что…». Вот это «потому, что…» и есть причина. Мы, взрослые люди, порой и не задумываемся над тем, что предшествовало каким-то действиям материальных предметов или живых организмов и людей. У нас это уже настолько укоренилось, что мы принимаем это как само собой разумеющееся.

В чувствах и эмоциях наблюдается та же причинно-следственная связь. Дети стремятся познать окружающий мир. Почему? Потому что им интересно, они хотят развиваться, хотят подружиться с природой, и очень жаль, что их родители порой препятствуют этому. Любознательные дети вырастают и становятся учеными, делают великие открытия. Почему? Им также интересно узнать новое, а поскольку они теперь хорошо образованны, им еще интереснее делать открытия, и вдобавок, они хотят сделать лучше мир, в котором живут.

А наши собственные переживания и чувства? Любой нашей эмоции предшествовало что-то. Вот, допустим, девушка сидит и плачет. В чем причина? Возможно, ее кто-то обидел, или в ее семье случилось несчастье. А вот, например, молодой человек светится от счастья. Что послужило причиной его радости? Может быть, это сданные, наконец, долги в университете.

Стоит рассмотреть еще одно понятие, имеющее отношение к теме рассуждения. Это привычка. Как понять, что это вообще такое? Первое, что приходит на ум, что это некое действие, которое человек делает не задумываясь, или от которого ему проблематично отказаться. Но так ответит любой человек, если его отвлечь от его занятия и не дать время на размышление. Стоит несколько углубиться в это понятие.

Как Юм объясняет нам, что такое привычка? Он снова возвращается к бильярдным шарам. Уже увидев однажды, как шары столкнутся, когда в следующий раз шар снова прокатится к другому, он мысленно представит их столкновение задолго до того, как это произойдет. Так же и во все последующие разы, и речь можно вести не только про бильярдные шары. Любое действие, какое бы мы ни увидели, незамедлительно восстановит в голове исход. Это и есть привычка.

А вот Андрей Преображенский в своем произведении «Учение дона Хуана. Трактат о привычках» говорит, что привычка есть акт постоянного возвращения внимания к чему-то, имеющему место в течение этого периода времени, если складываются определенные, подходящие обстоятельства. Согласно этому определению, про столкновение тех же бильярдных шаров человек вспомнит только когда увидит эти шары, то есть в определенных условиях, в данном случае, когда играет в бильярд или наблюдает за другими игроками. Так же, например, проходя под крышей и видя каплю на ней, мы тут же представляем ее падающей или видим мысленно мокрое пятно на земле в том месте, куда она упала.

Преображенский также говорит нам, что по мере изменения окружающих человека факторов привычки так же меняются. Рассмотрим это на примере роста ребенка. Пока ребенок маленький, у него в привычку может входить следующее: бежать на кухню, как только услышит, что мама загремела тарелками, бежать к окну, если услышит залпы салюта, и так далее. Когда ребенок подрастает и идет в школу, у него вырабатывается привычка рано вставать, иначе он опоздает на уроки, по возвращении домой готовить себе обед, поскольку за день в школе он проголодался. У взрослого же человека привычки исходят из того, что нужно элементарно поддерживать нормальный уровень жизнедеятельности. Привычка рано вставать, чтобы не опоздать на работу. Ну, это так-то можно отнести ко всем возрастным категориям, ибо и маленьким детям в садик, и школьникам в школу вставать надо ни свет ни заря. И у взрослых наблюдается привычка по дороге домой с работы заходить в магазин, дабы приготовить ужин себе и своей семье. Многие смотрят телевизор. Вот на таком простом примере видны различия привычек человека в разных условиях.

Таким образом, в своем трактате Юм раскрывает понятия чувств и разума под призмой веры. То есть чувственное восприятие и последующие воспоминания об этом складываются из того, верите ли вы во все это или нет. Возвращаясь к теме работы, давайте выясним для себя, что есть скептицизм? Он заключается как раз-таки в вере. Скептики изначально не верят во что-либо, они требуют доказательств. Но как можно доказать другому человеку свои чувства? Доказательства нет. Ни один человек никогда не сможет понять ваши переживания, даже если он сам пережил что-то подобное. Каждый по-разному чувствует воздействия внешнего мира и по-разному воспроизводит их в памяти.

Список литературы:

1 V.V. Nikandrov. Psihologija, uchebnik. /V.V. Nikandrov. – M.: Volters Kluver, 2009. – 1008 s.: il., tabl. – [Jelektronnyj resurs]: Knigi Google [sajt]. – Rezhim dostupa: URL: https://books.google.ru/books (data obrashhenija: 30.01.2020);

2 A. Preobrazhenskij. Uchenie dona Huana. Traktat o privychkah. – [Jelektronnyj resurs]: Knigi Google [sajt]. – Rezhim dostupa: URL: https://books.google.ru/books (data obrashhenija: 30.01.2020).

3 David Jum. Sokrashhennoe izlozhenie traktata o chelovecheskoj prirode. – [Jelektronnyj resurs]: LitRes [sajt]. – Rezhim dostupa: URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%AE/yum-david/sochineniya-v-dvuh-tomah-tom-1/4 (data obrashhenija 30.01.2020).