ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА

21 мая 4:51

Уровень социально-психологической безопасности внутри школы-интерната во многом зависит от влияния таких факторов, как личностные качества психологов и педагогов, внутренняя атмосфера доверия, сопереживания, слаженного взаимодействия, которые позволяют воспитанникам чувствовать себя комфортно и защищенно[1].

В случае, если этот уровень социально-психологической безопасности является низким, воспитанники школ-интернатов постепенно начинают воспринимать внешнюю среду, как нестабильную и небезопасную, представляющую угрозу их жизнедеятельности[2].

Особые требования при этом предъявляются к обеспечению социально-психологической безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание условий, призванных оптимизировать подобную тенденцию и сократить ее влияние – одна из важнейших задач, стоящих перед современными психологами и педагогами, осуществляющими свою деятельность на базе школ-интернатов.

Современные педагогические семинары направлены на последовательное знакомство с подходами и этапами, которые позволяют сформировать безопасную образовательную среду посредством проведения тренингов, исследований и организации занятий, построенных в игровой форме.

Главная особенность таких психологических тренингов – их приоритет основывается на личностном подходе. В формате таких занятий психолог или педагог формирует ситуации, которые требуют проявления социальной активности, в процессе разрешения которых наблюдаются положительные изменения в поведении, общении, отношении к себе и другим людям со стороны воспитанников закрытых школ-интернатов.

Для групповых занятий на сегодняшний день активно применяются коммуникативные игры, игры-драматизации, терапия в формате чтения сказок, психотерапевтические упражнения[3]. Все эти инструменты могут быть успешным образом внедрены в практику педагогической деятельности внутри школы закрытого типа.  

В связи с обширностью данных проблем, становится очевидным, что их преодоление возможно только путем построения эффективной, четко структурированной системы психолого-педагогического сопровождения внутри общеобразовательных школ и школ-интернатов[4].

По мнению Баевой И.А., для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде в психологическом сопровождении детей и подростков необходимо опираться на следующие основополагающие принципы[5]:

  1. Принцип опоры на развивающее образование. В рамках данного принципа определено, что главная цель обучения связана не конкретно с обучением, а с процессом всестороннего личностного развития ученика, – его интеллекта, социального, эмоционального и духовного мировоззрения;
  2. Проектный принцип, который подразумевает под собой необходимость проектирования социально-психологического климата в рамках образовательного учреждения. Данный принцип опирается на создание внутри коллектива образовательного учреждения условий, препятствующих проявлению детской жестокости, психологического насилия со стороны как взрослых, так и детей.
  3. Третий принцип целесообразно связать с необходимостью интегрировать в образовательный процесс дополнительные рычаги, которые будут способствовать эффективной реализации первых двух обозначенных принципов. Иными словами, в ходе развития инклюзивного образования и внедрения его идей в практику конкретного образовательного учреждения необходимо подключать к работе с детьми профессиональных психологов и педагогов, ключевые компетенции которых связаны со взаимодействием с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо подчеркнуть, что разрешение обозначенных проблем с использованием перечисленных принципов в огромной мере зависит от должного индивидуализированного подхода не только к формированию образовательных программ, но и, непосредственно, к организации системы управления внутри конкретного образовательного учреждения, в особенности, школы-интерната.

Создание условий социально-психологической безопасности позволяет решить такую значимую задачу, как формирование психологической неприкосновенности личности путем определения его психологических ресурсов и возможностей[6]. Внутри образовательного пространства, которое обеспечивает условия социально-психологической безопасности для детей и подростков, приоритетным направлением становится удовлетворение потребности личностей в личностном и доверительном общении. Это позволяет детям и подросткам, вне зависимости от своих личностных и физических особенностей адаптироваться к общественным реалиям за пределами образовательного учреждения.

Благодаря этому, происходит формирование личности, обладающей психологическим здоровьем. Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что социально-психологическая безопасность определяется состоянием внутренней среды, в которой проходят обучение участники образовательного процесса. В рамках такой среды должны быть созданы условия, не только препятствующие проявлению физического и психологического насилия, но и предоставляющие возможность для всестороннего развития и становления личности.

Особенность формирования подобной среды внутри школы-интерната имеет существенные особенности, поскольку данное образовательное пространство является, в большинстве случаев, изолированным, где ребенок проводит наибольшее количество времени. 

Эмпирический анализ, организованный на базе МОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Городского округа Подольск Московской области», был призван выявить главную цель: определить состояние социально-психологической безопасности у младших подростков с умственной отсталостью, обучающихся внутри образовательного учреждения закрытого типа, а также дать рекомендации, призванные повысить степень безопасности воспитанников.

Для проведения исследования были выбраны учащиеся в возрасте 10 – 12 лет, их учителя, а также родители. Всего в исследования приняли участие 48 человек. Для реализации поставленной цели в ходе исследования была применена методика, основанная на проведении теста нервно-психической устойчивости[7].

В рамках исследования автором была применена методика, которая основывалась на тесте нервно-психической неустойчивости. Благодаря осуществленному эмпирическому исследованию, автору удалось выявить уровень нервно-психической устойчивости учащихся (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Результаты исследования по тесту нервно-психической устойчивости у воспитанников Школы-интерната[8]

На основании полученных данных было установлено, что уровень нервно-психической устойчивости у детей, которые обучаются в Школе-интернате, является высоким. Они в большой степени подвержены нервно-психическим срывам.

С целью повысить степень социально-психологической безопасности образовательной среды Школы-интерната Г.о. Подольска, психологам и педагогам были предложены рекомендательные меры.

Данные меры заключаются в интеграции в образовательную среду Школы-интерната занятий, связанных с упражнениями по технике управляемого дыхания, управлением вниманием и созданием чувствительных образов.

Наиболее эффективно будет осуществлять такие занятия посредством групповых тренингов. При их организации будет особенно важно учитывать психологические и возрастные характеристики, присущие конкретным воспитанникам Школы-интерната. Основным инструментом работы может стать формат ролевых игр и тренингов, построенных на идее тесного взаимодействия между воспитанниками школы[9].

Положительным эффектов от интеграции в образовательную среду Школы-интерната предложенной рекомендации станет формирование определенного алгоритма поведения подростков, который позволит им более комфортно чувствовать себя при контакте с объектами внешней окружающей среды.

Предполагаемые целевые группы тренинга могут быть сформированы в соответствии с возрастом воспитанников Школы-интерната:

1) Воспитанники младшего школьного возраста (1–4 классы);

2) Подростки в возрасте 10 – 14 лет (5–8 классы);

3) Подростки в возрасте 14 – 17 лет (9–11 классы).

Помимо тренинга, сотрудникам Школы-интерната будет необходимо проводить индивидуальную коррекционную работу с воспитанниками, которые ранее стали жертвами психо-травматического деструктивного воздействия.

Период проведения подобных психологических тренингов целесообразен в соответствии с индивидуальным планом, отражающим потребности конкретных категорий воспитанников Школы-интерната.

Обозначенная рекомендательная мера в настоящий момент внедряется на базе МОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Городского округа Подольск Московской области».

Предполагается, что занятия с педагогами смогут быть построены таким образом, что в качестве первого мероприятия будет организован семинар, который будет носить теоретический характер. Он позволит погрузить педагогический состав Школы-интерната в программу мероприятий, призванную повысить уровень социально-психологической безопасности образовательной среды.

Таким образом, проведенное исследование позволило обосновать необходимость социально-психологической безопасности в рамках Школы-интерната и сформировать конкретные рекомендации по ее созданию.

Использованные источники:

 

  1. Анжиганова О.Р. Изучение психологической безопасности образовательной среды сельской школы // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL:sibac.info/sites/default/files/conf/file/studpdf (дата обращения: 14.03.2019).
  2. Баева И.А. Психологическая защищённость и психологическая безопасность современного человека. Доклад на конференции «Психолог и общество: диалог о взаимодействии». Москва, 2008. URL: http: // www.web. ruscenter.ru/conf2/baeva.doc (дата обращения: 10.03.2019).
  3. Васильева Т.Н. Обеспечение социально-психологической безопасности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения, 2011. URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2011/10/09/obespechenie-sotsialno-psikhologicheskoy-bezopasnosti-rebenka (дата обращения: 12.03.2019).
  4. Гакаме Ю.Д. Организация психологически безопасной образовательной среды в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т. 37. С. 251–255. URL: http://e-koncept.ru/2015/95673.htm (дата обращения: 09.03.2019).
  5. Гинко В.И. Психологическая безопасность в реализации инклюзивного образования в РФ. Журнал «Научный поиск», №3, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27165420 (дата обращения 10.03.2019).
  6. Зотова О.Ю. Социально-психологическая безопасность личности. Автореферат. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2011. URL: http://psy.msu.ru/science/autoref/doc/zotova.pdf (дата обращения: 11.03.2019).
  7. Кисляков П.А., Феофанов В.Н., Шмелева Е.А., Силаева О.А. Социально-психологическая безопасность подростков с интеллектуальными нарушениями в образовательных организациях различных типов. Современные исследования социальных проблем, 2017. № 8. С. 85 – 98.
  8. Попова Ю.И. К вопросу о психологической безопасности инклюзивной образовательной среды // ИСОМ. 2016. №5–3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-psihologicheskoy-bezopasnosti-inklyuzivnoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 12.03.2019). 
  9. Юрченко Л.Г., Ковалева Н.И. Обеспечение психологической безопасности участников инклюзивного образовательного процесса. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016, 8(5/3). С. 189-194. [Электронный ресурс]. URL:http://www.hist-edu.ru/hist/article/view/2467 (дата обращения: 12.03.2019).
  10. Ядне А.Э. Пути совершенствования безопасной образовательной среды // Молодой ученый. 2018. №25. С. 334 – 338. URL https://moluch.ru/archive/211/51600/ (дата обращения: 14.03.2019).