ГЕНДЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

22 августа 3:20

В современном российском обществе давно произошли изменения, определяющие индивидуальные возможности женщин и мужчин во всех сферах жизни, что, несомненно, повлекло трансформацию гендерного обучения школьников. Необходимость широкого присутствия на рынке труда вынуждает решать проблему поиска баланса между работой и личной жизнью представителей обоих полов, а также влечет необходимость разрабатывать различные жизненные стратегии. Характер и содержание таких стратегий в значительной степени определяются личностным выбором. В связи с социально-культурным фактором можно говорить об изменениях в жизни общества, связанные с изменением конструкта семьи, ролей и моделей поведения ее членов, изменение жизненных практик мужчин и женщин в информационном обществе. Также, в последние годы, прослеживается тенденция увеличения пропаганды феминистических теорий, которые обусловлены разыми правами мужчин и женщин. Полоролевой подход в образовании нуждается в значительной доработке. От девочек учителя ожидают успехов в гуманитарных дисциплинах, а от мальчиков – в точных и естественных науках, часто не принимая во внимание индивидуальные различия. Причин может быть несколько: отголоски марксистской идеологии, согласно которой проблема равноправия полов отходила на второй план, невежества в области социальной истории и теории, недостаточнее количество современных исследований в данной области и круг специалистов, занимающихся данной темой очень узок.

Вопрос о включении гендерного компонента в содержание педагогического образования необходимо ставть на повестку дня в образовательных организациях, поскольку, пропаганда «идеального» разделения обязанностей может негативно сказываться на личностных успехах гендера, которые можно было бы достичь, беря во внимание желания и возможности каждого индивида, используя методики, применимые для лучшего понимания материала отдельно к каждому полу, отказавшись от «оформления гендера» в том понимании, которое есть сейчас.

Образование выступает как важнейший социальный институт, который диктует базовые системы ценностей, норм, ролей. Важнейшей целью гендерного подхода является необходимость создания условий, обеспечивающих максимальную самореализацию каждого индивида, независимо от пола. Для достижения данной цели необходимо провести коррекцию общеобразовательных программ в школах, введения специальных курсов в систему подготовки педагогических кадров школ, с целью преодоления стереотипных представлений о социальных ролях мужчин и женщин.

Формирование гендерной толерантности как ценности и неотъемлемого свойства личности можно реализовать, зная физиологические особенности обучающихся. Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку по оговоренному алгоритму. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. В современной школе развитие логического мышление учащихся происходит стихийно, без определенной структуры, в связи с чем дети имеют разный уровень овладения этим навыком, что приводит к тому, что не все учащиеся могут овладеть начальными приемами логического мышления, такими как анализ, сравнение, синтез. В 5 классе принято давать детям задания, где они выступали бы в роли исполнителя заданного алгоритма, выполняя практическое задание. Задания могут быть самыми разными, в том числе и творческими для лучшей заинтересованности детей. К 9 классу учащиеся учатся уже записывать алгоритмы самостоятельно. За решение логических задач отвечает левое полушарие головного мозга. К старшим классам левое полушарие юношей станет работать лучше, чем левое полушарие девушек, однако в средней школе мальчикам требуется обучение с упором на образность, жизненность. Мальчикам-ученикам средней школы нужно понять жизненность ситуации, они должны понять принцип, смысл. Так же, не менее значимой целью является необходимость научить школьников самостоятельно получать, отбирать, анализировать, оценивать достоверность информации, а также научить ребенка применять ее различными способами. По словам Левченко Ирины Витальевны, которая является заместителем заведующего кафедрой информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета: «понимание определений и сущности понятий, овладение терминологией и символикой, рассмотрение примеров формализации и интерпретации данных в процессе обучения оказывают большое значение на формирование мышления учащихся, их интеллектуальное и общее развитие». Построение уроков с учетом гендерных особенностей школьников требует отбора учебного материала и применение методов и форм обучения, которые адаптированы под определенный пол, иными словами, они должны соответствовать нужному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками.

При построении урока информатики на основе гендерно-ориентированного подхода следует учитывать то, что при одинаковых условиях мальчики и девочки ведут себя по-разному, приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления, поэтому существует необходимость соответствия между типами изложения материала и типом мышления.

При подготовке материала к уроку для мальчиков необходимо:

— стараться заменять словесное объяснение схемами, диаграммами, картинками;

— Использовать аналогии;

— Использовать иллюстрации;

— Придуманные задачи должны быть жизненными, ребенок должен провести параллель с реальным миром;

— Использование групповых заданий на поиск решений;

При подготовке материала к уроку для девочек необходимо:

— Стараться структурировать информацию, выстраивать иерархию;

— Использовать аналогии;

— Задания должны быть творческими, и использованием слова «придумай»;

— Обязательно проводить анализ, как вывод;

Снижение уровня гендерной стереотипности, снижение уровня конфликтности всех участников образовательного процесса посредством изменения образовательного процесса приведет к расширению сознания личности обучающегося. 

Список литературы:

  1. Ключко О.И. Гендерный подход в социальном познании и образовании : монография / О.И. Ключко. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 301 с. – 
  2. Казин Э. М., Свиридова И. А., Четверик О.Н., Зарченко П. Ю., Тарасова О. Л., Шерер Т. И., Федоров А. И. Влияние возрастных, гендерных и типологических особенностей подростков на формирование адаптивных возможностей в условиях обучения в основной школе. Сообщение 1: Возрастные и гендерные особенности психофизического развития и социально-психологической адаптации младших и старших подростков // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. №1. С. 112-123.
  3. Гендерная педагогика и психология : учебное пособие / под ред. О.И. Ключко. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 115 с. –