РАСПРОСТРАНИЕ ОНКОПАТОЛОГИЙ ОРГАНОВ ВОСПРОИЗВОДСТВА СРЕДИ ЖЕНЩИН РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

20 мая 2:26

На сегодняшний день рак молочной железы считается самым распространенным онкологическим заболеванием у женщин. В определенный момент железистые клетки мутируют, превращаясь в злокачественные (данные механизмы, к сожалению, до конца еще не изучены). Они быстро растут, их количество возрастает, что приводит к образованию опухоли. В некоторых случаях злокачественные структуры с током крови и лимфы попадают в другие органы, формируя метастазы.

К сожалению, точные механизмы развития патологии еще до конца не изучены. В группу риска включают женщин от 30 до 70 лет в том случае, если в их анамнезе имеются определенные сведения о:

— генетической предрасположенности (были случаи онкологических заболеваний у родственников);

— хронических гинекологических заболеваниях;

— раннем половом созревании;

— позднем наступлении менопаузы (это связано с изменениями гормонального фона);

— многочисленных абортах, выкидышах;

— позднем материнстве, отсутствии беременности;

— гормональных нарушениях и заболеваниях органов эндокринной системы (к факторам риска относят гипотиреоз, сахарных диабет);

— нерегулярной половой жизни;

— длительной гормональной терапии, неконтролируемом приеме гормональных контрацептивов.

В настоящее время все еще ведутся исследования по поводу того, что именно является причиной подобной онкологической патологии. Научные сотрудники выделяют несколько факторов риска: удары, ушибы, травмы в области груди могут привести к механическим повреждениям железистой ткани, что в некоторых условиях запускает процессы злокачественного перерождения. К факторам риска относят также злоупотребление алкоголем, курение и прочие вредные привычки, хотя их прямое воздействие так и не доказано. Некоторые лекарственные средства и химические вещества, попадая в организм влияют на уровень эстрогена, что, в свою очередь, сказывается на состоянии молочной железы. Естественно, данные факторы не могут самостоятельно спровоцировать развитие рака молочной железы, но экзогенные воздействия могут запустить процесс злокачественного перерождения тканей. Хотя произойдет это только при наличии эндогенной предрасположенности.

Лечение рака молочной железы было и остается актуальной проблемой в клинической онкологии. В плане рациональной организации специализированной онкологической помощи населению Республики Ингушетия несомненный интерес представляет анализ показателей, характеризующих изменение заболеваемости и смертности от рака молочной железы (РМЖ). Конкретное представление о характере заболеваемости РМЖ дают два показателя — число заболевших и уровень заболеваемости этой формой рака из расчета на 100 тыс. населения [1].

По работам В.В. Старинского, В.И. Чиссова [2], заболеваемость раком молочной железы в России  со временем становится только больше.  Рост заболеваемости и смертность от данной патологии соразмерно увеличивается и остается высокой во многих регионах России [3, 4]. Республика Ингушетия тоже не исключение. Рак молочной железы в данном регионе по сей день составляет высокий процент смертельных исходов.

Отмечается постоянный рост смертности от рака молочной железы, который занял первое место по причине смертности от злокачественных новообразований. Ухудшает ситуацию еще то положение ,что несмотря не применение всех современных методик лечения, комбинированных, оперативных схем лечения, смертность от рака молочной железы только растет. Напрашивается вывод о том, что службой онкологической помощи населению  используются далеко не все возможности современной медицины. А также своевременная диагностика и выявление патологии на ранней стадии тоже плохо разработаны. На ранних стадиях лечение заболевания дает намного больше шансов полного выздоровления, нежели опухоль на III стадии. Поэтому все силы и средства онкологической помощи населению должны быть направлены именно на своевременное выявление рака молочной железы в I и II стадиях заболевания. Этот вопрос должен быть у организаторов здравоохранения на самом первом месте.

Представим данные в таблице 1 в виде диаграммы.

Рис.1 Сравнительная характеристика смертности от злокачественных опухолей репродуктивной системы женского населения Республики Ингушетия (2017-2019гг)

 

На сегодняшний день рак молочной железы является очень распространенным заболеванием женщин, которое при  позднем выявлении увеличивает риск смертельного исхода многократно (табл. 2).

Таблица 2. Категории больных по стадиям заболевания, состоящие на учете в онкологических учреждениях Республики Ингушетия (2016-2019 гг.)

Год

Стадия рака

I—II

III

IV

 

2015

52,5

20,3

27,1

2016

63,5

28,8

7,7

2017

50,0

20,6

29,4

2018

19,1

57,4

23,4

 

Исследовались также больные по стадиям заболевания, проживающие в городской и сельской местности Республики Ингушетия. Результаты показали, что жители городской местности заболевают чаще. Доказательством этому являются работы Н.П. Напалкова (1988), подтверждающими, что в 1981 г. больных-горожан выявлено 31663, жителей сельской местности — 9986 (показатель заболеваемости, соответственно, 18,6 и 10,2 на 100 тыс. населения).

Мы думаем, что большое значение в раннем выявлении данной патологии имеет самообследование женщин. Эффективность данной методики подтверждает Ростовский научно-исследовательский онкологический институт. Кроме этого, данный метод в настоящее время введен в систему скрининга рака молочной железы на основе трех «модифицирующих» факторов: самообследования желез, самоконтроля здоровья, работы консультативно-диагностического «открытого приема».

Целенаправленная активная работа, направленная на раннее выявление данной патологии позволяет говорить о том, что на 13% увеличилась выявляемость рака молочной железы на I и II стадиях без поражения близлежащих лимфоузлов. Наиболее информативным методов выявления рака на ранней стадии является маммография и цитологические исследования. К главным и самым важным методам полноценного излечения относится своевременное специальное и радикальное лечение.

Большое значение имеет база, на которое выполняется лечение больных опухолями молочных желез. Связано это с тем, что результаты лечения зачастую зависят от человечности хирурга, адекватной оценки состояния больного, правильного подбора методов лечения, правильной оценки объема радикального хирургического лечения, выбранных схем химических препаратов и многих других нюансов, составляющих лечебный процесс. Также многие больные должны получать лучевую терапию. К сожалению, в республике возможности лечения ограничены многими обстоятельствами, и в полном объеме комбинированное лечение порой провести не представляется технически возможным.

Итак, нужно сказать, что выявление рака молочной железы в III и IV стадиях заболевания очень плохой прогностический признак, который снижает вероятность полного излечения больной, а также повышает риск смертности от данной патологии. Необходим качественно другой подход в диагностике рака молочной железы, раннем и своевременном выявлении заболевших, определении факторов риска заболевания, их коррекции. Также важно проводить с женщинами профилактические беседы, учить их самообследованию молочных желез, мотивировать на периодические  обследования. Важно использование метода популяционного скрининга, обширного применения маммографии и цитологического исследования, прогрессивных форм профосмотров, в том числе «открытых приемов».

 

Список использованной литературы:

  1. Гатагажева З.М. — к.м.н., доцент, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии медицинского факультета ФГБОУ ВО ИнгГУ; Заболеваемость и смертность от злокачественных заболеваний женских репродуктивных органов в Республике Ингушетия. 2018 г.
  2. Могушков А.М. Разработка современных организационных форм онкологической помощи населению и противораковой борьбы в условиях вновь развивающейся онкологической службы: Дис. … д-ра мед. наук. Ростов н/Д, 2014.
  3. Чиссов В.И., Старинский В.В., Петрова Г.В. Злокачественные новообразования в России в 2003 г. М., 2015.
  4. Бохман Я.В. Руководство по онкогинекологии. М., 2019.
  5. Харитонова Т.В. Опухоли женских половых органов: Справочник по онкологии. М., 1996. С. 367-389.